-Да это же самый настоящий корабль!- мальчик поднял с земли кусочек древесной коры.- Вот острый, разрезающий волны нос, вот широкая корма. Отправлю-ка я его в плаванье!
Весело поплыл по быстрому ручью кораблик из коры, преодолевая водовороты и ловко огибая попадающиеся на пути камешки, а мальчик шел рядом и радовался. Но постепенно течение ручья становилось медленнее, он вливался в озеро, вода в котором казалось была совсем неподвижной. И корабль остановился. Мальчик попытался подтолкнуть кораблик прутиком, «Плыви дальше!», но безрезультатно.
Если не течение, что же может заставить кораблик плыть дальше? Возможно это ветер-подумал мальчик и приладил к судёнушку невысокую крепкую палочку, на который прикрепил обычный лист от дерева. Опусти кораблик и он .. поплыл. Легкий и ветерок погнал его к неизведанным берегам навстречу новым открытиям. Может быть, именно так много тысячелетий назад был изобретен парус. Когда и где это случилось доподлинно неизвестно.
Сегодня наша планета исхожена человеком вдоль и поперек, а когда-то за порогом каждого дома начинался неведомый мир. Люди всегда стремились осваивать новые земли, ведь для скота требовались пастбища, а для овощей и хлеба- поля. Наши предки предпочитали селиться по берегам многочисленных рек. Именно реки соединяли соседние поселения, одно племя с другим. Тогда дорог было мало, а водные пути проложила сама природа.
Лучшими речными судами на Руси считались струги. Целых 800 лет плавали они по русским рекам. Название свое получили они от старинного слова «струга»-что означало волна. Дно у стругов было плоское, гладкое из ровных досок, поэтому они легко преодолевали даже самые неглубокие места, а при необходимости их без особого труда перетаскивали через отмели и даже на какое-то расстояние на суше.
Перетаскивать корабли волоком по суши в те времена было делом привычным. Таким образом их перетаскивали в более полноводную реку или в ту, которая вела в нужную сторону. Струги изготовляли разного размера. Для извилистых рек их делали совсем небольшими. А по широким и спокойным рекам плавали огромные струги. На стругах возили товар купцы, ходил по Волге завоевывать новые земли князь Юрий Долгоруков со своей дружиной, а Казак со своей дружиной покорил Сибирь.
Под парусами выходили наши предки и в моря- Белое, Балтийское, Азовское, Черное и Каспийское. Черное море называлось тогда Русским, так как в те далекие времена быстроходные суда русичей-ладьи – чувствовали себя хозяевами его просторов. Ладьи были пригодны и для перевозки купеческих товаров, и для военных походов. Ходить они могли на вёслах и под большим парусом, который украшали орнаментом или княжеским гербом. А названием своим ладьи были обязаны старинному слову «ладить», то есть строить. Кстати, привычное для нас слово «лодка» означает не что иное, как маленькую ладью.
Построить ладью было непросто. Сначала ствол многолетнего дуба раскалывали пополам. Потом выдалбливали или выжигали в нём глубокую выемку, а дальше вымачивали в воде. Затем распаривали над костром, распирая брусьями и клиньями до нужных размеров, после чего высушивали. Позже борта стали делать более высокими, прибивая к ним ряды досок. Длина большой ладьи достигала 25 метров, примерно как два стоящих друг за другом автобуса. Такой корабль мог взять на борт очень много товара или не один десяток вооруженных людей.
Военная ладья строилась по-особому. Она имела одинаково острые нос и корму, благодаря чему судно могло быстро, не разворачиваясь поплыть в обратную сторону. Очень полезное качество для боевого корабля! Именно на таких ладьях русский князь Олег покорил в 907 году Константинополь-столицу могущественной Византийской империи. Две тысячи кораблей оправились в военный поход, но византийцы перегородили водный путь к городу железными цепями. И тогда, как рассказывать летопись, Олег приказал своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. Подул ветер, ладьи подняли паруса и прямо по земле двинулись к городу. Византийцам ничего не оставалось, как признать поражение.
Для плавания по холодным морям Балтийскому и Белому требовались особо крепкие корабли, способные выдержать и резкий порыв ветра, и встречу со льдами. Как раз такими и были ушкуи и шнеки. Славяне активно торговали с западными соседями-немцами, шведами, датчанами. Везли от них фрукты, ткани, металлические изделия. А нашими товарами были рыба и мех соболей, лисиц, куниц, бобров.
Один парус, да несколько пар вёсел на случай безветренной погоды- вот вся не хитрая оснастка северных лодок. Корпус судна делился специальными перегородками на три отсека: в среднем (в самом большом) размещался груз, в носовом отсеке находилось помещение для команды, а в кормовом- каюта кормщика, то есть рулевого.
Но самым приспособленным к плаванию в северных водах было судно поморов (жителей побережья Белого моря) под названиями «коч». Море на севере очень холодное. Случалось, его так быстро затягивало льдинами, что корабли не успевали вернуться в порт. И поэтому корпус коча делали в форме яйца, из-за чего внезапно окружившие судно льды не раздавливали его, а выталкивали на поверхность. А когда через несколько дней лёд таял, коч спокойно продолжал свое плавание.
Горемыка «Фредерик» и пленник «Орёл»
Средневековье -эпоха постоянных споров из-за того, кому принадлежат к или на Земли. Некоторые страны воевали со своими соседями десятки лет. Границы государств то дело менялись, и в итоге Россия на несколько столетий потеряла выход к Балтийскому и Черному морям. А раз нет морей, то и морские корабли ни к чему, и нет надобности в мастерах, умеющих их создавать. В Европе же строительство морских судов никогда не прекращалось. Корабли постоянно улучшались и совершенствовались.
Многопалубные фрегаты (военный трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением и двумя орудийными палубами) и галеоны (большое парусное судно; на них испанские завоеватели перевозили из Южной Америки в Европу свои несметные сокровища) ходили не только по крестным морям. Надежные, быстроходные и хорошо вооруженные, они бороздили океаны и на долгие годы уходили от родных берегов за тысячи миль. Торговые суда брали на борт сотни тон груза, а военный флот был грозной силой и гордостью своих стран. Наверстать упущенное, научиться строить морские корабли и стать сильной морской державой Россия смогла только во времена Петра Первого. Хотя перенимать опыт европейских корабелов (корабельных мастеров) русские мастера пытались и раньше, но как-то не складывалось.
Например, при Царе Михаиле Федоровиче (дяде Петра) построили в Нижнем Новгороде под руководством немецких мастеров, большой трехмачтовый торговый корабль «Фредерик», предназначался он для плавания далекую богатую Персию. Персия-это древнее название Ирана, страны в Юго- Западной Азии. Корабль «Фредерик» плавал сначала по Волге, а затем по Каспийскому морю, но при первом же шторме потерял все три мачты. Для того, чтобы спасти груз и команду, было решено посадить корабль на мель, где он и закончил свои дни.
А в годы царствования Алексея Михайловича (отца Петра) построили в селе Дединово на реке Оке первый по-настоящему русский военный корабль- фрегат «Орел». Экипаж состоял из 22 матросов и 35 стрелков, или, как их тогда называли «солдат корабельных». В отличие от плоскодонного «Фредерика», «Орел» не был оснащён веслами и в плавании полагался только на паруса. Несмотря на грозное имя, героических событий в жизни «Орла» не случилось, а проплавав короткое время по Волге и Каспию, он был захвачен восставшими казаками Степана Разина. Опасаясь, что военный корабль будет использован против них, бунтовщики завели «Орел» в небольшую речную протоку, где он и состарился.
Однако этот корабль мы можем увидеть и сегодня. В Санкт- Петербурге стоит здание Главного Адмиралтейства. В свое время это был центр военного кораблестроения; там располагались в верфи (предприятие для постройки и ремонта судов), мастерские, склады для строительства военных судов . Высокий, сверкающий на солнце шпиль Адмиралтейства украшает кораблик с золотыми парусами. А прообразом для создания этого кораблика стал фрегат «Орел». Вот как потомки почтили память первого русского военного корабля.
Дедушка русского флота
Россия получила выход к европейским морям и создала собственный морской флот на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков стараниями царя Петра Первого. До этого иностранцы смотрели на Россию с высока и были не прочь поживиться ее богатствами. Срочно требовалось создать сильную армию и надежный морской флот для защиты Отечества.
Мореплаванием Петр Первый увлекался с детства, а первым его кораблем стал ботик (от голландского слова, Boot- лодка, небольшое одномачтовое судно) «Святой Николай». Долгие годы этот привезенный из Англии кораблик простоял без дела в старом амбаре, пока не попался на глаза юному царю. Историки до сих пор спорят о происхождении ботика Петра I — «дедушки русского флота». По мнению одних, ботик был выписан Никитой Романовым из Англии, доставлен в Москву через Архангельск. Другие считают, что он вполне мог быть построен на Дединовской верфи и позже перевезен в Москву. Голландец Тиммерман, согласно письменному свидетельству Петра I, определил происхождение ботика как английское. Он же посоветовал Петру для восстановления ботика обратиться к голландскому мастеру Карстену Бранту, работавшему в то время плотником в Москве. Брант (ранее работал на строительстве фрегата «Орел») вместе с помощником починил ботик, сделал мачту и установил паруса. Под его руководством Петр совершил первое плавание по реке Яузе и научился ботиком управлять.
С появлением ботика жизнь царевича изменилась. Мысль о морских походах не покидала российского государя, и вскоре он начал строить на Плещеевом озере возле города Переславля- Залесского целую флотилию (в переводе с французского-«маленький флот»- группа кораблей для выполнения военных и других задач в определенном районе реки, озера, океана). К лету 1692 года на воду было спущено почти сто судов- и под парусами, и на веслах, Несмотря на то, что флотилия, называлась «потешной», использовалась она не для развлечений, а для военных учений. Все корабли были с полными экипажами и вооружены артиллерией. На флагмане (корабль, на котором находится командующий) флотилии, корабле «Марс», было установлено тридцать пушек.
Всего год бороздила Плещеево озеро, потешная флотилия, а вскоре дела позвали царя в Архангельск, в порт на Белом море, где велась торговля с приплывавшими из Европы иноземными купцами. Спустя годы случайный пожар уничтожил учебный флот юного Петра. Сохранился лишь один ботик, построенный лично царем. Он называется «Фортуна», по имени древнеримской богини удачи. В наши дни бутики Петра Первого- музейные экспонаты, и увидеть их могут все желающие. «Святой Николай» хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, а «Фортуна» находится в специальном музее-усадьбе «Ботик Петра I», неподалеку от Переславля- Залесского.
Петр Первый так любил свой первый кораблик, что повелел в 1723 году перевести «Святого Николая» в Сан-Петербург. Даже издал по этому поводу указ, в котором строго наказывал вести ботик очень бережно. После прибытия в Сан-Петербург «Святой Николай» участвовал в торжественном параде: сам Петр стоя у его руля, а на веслах сидели адмиралы.
Великие победы русского флота.
Петр Великий был необычным царем: он не только руководил государством, но и с удовольствием сам овладевал разными умениями. Корабельному делу он обучался в Голландии и Англии. При этом, не желая выделяться, он скрывал свое высокое происхождение и представлялся Петром Алексеевым. В Голландии царь наравне с другими работниками строил военный корабль. Уезжая, он получил документ с похвалой местных мастеров за прилежание.
Овладев секретами европейских корабелов, Петр взялся за создание Российского морского флота. Он хотел, чтобы русские купцы сами торговали на рынках иностранных городов, чтобы сами доставляли туда свой товар, а не отдавали его за бесценок иноземным перекупщикам.
Первым делом было решено бороться за выход к южным морям. Для этого в Воронеже была построена флотилия военных судов, возглавил которую фрегат «Апостол Пётр». В мае 1696 года русская армия осадила турецкую крепость Азов. Корабли блокировали крепость с моря. Царь лично принимал участие в осаде. Не дожидаясь штурма, турки сдались. Это стало началом победоносной борьбы России за выход к Черному морю.
Поначалу основу Российского военного флота составляли небольшие галеры, ходившие как под парусом, так и на вёслах. Строились они, как правило, по образцу венецианских кораблей и под наблюдением итальянских мастеров. Летом 1714 года в Гангутском сражении со Шведами у Мыса Гангут русский флот из 99 галер одержал первую в своей истории крупную морскую победу.
На севере за выход к Балтийскому морю России предстояло воевать с могущественной Швецией. Для этого на Ладожском озере был построен первый российский военный корабль Балтийского флота- 28- пушечный фрегат «Штандарт». Позже корабли стали строить и в новой столице России, в Санкт-Петербурге, на верфях Адмиралтейства. Русско-шведская Северная война длилась двадцать один год и закончилась победой России. Главным сражением той войны стала битва на суше под городом Полтава, где русская армия наголову разбила войско шведского короля Карла 12. Но и молодой российский флот одержал над шведами немало славных побед. В конце войны у России имелось уже 48 линейных кораблей- больших, многопалубных оснащенных полным парусным вооружением, а также 800 малых судов. А всего на флоте к тому времени служили почти тридцать тысяч человек.
Несколько тысячелетий удалилась эпоха деревянных военных парусников, однако морские сражения девятнадцатого века стали последними для этих кораблей. Впрочем, поначалу моряки и корабелы не желали полностью отказываться от парусов, и некоторое время во флотах многих стран несли службу необычные корабли-пароходофрегаты. Кроме парусов у них имелись паровой двигатель и гребные колёса.
В России особо прославился пароходофрегат «Владимир», сумевший победить в открытом морском бою военный турецкий пароход. Однако пароходофрегаты имели недостатки. Они оказались не столь манёвренными, как парусники, и имя было трудно управлять во время качки из-за громоздких гребных колёс, в которые к тому же часто попадали вражеские снаряды. И вскоре уже все военные парусники заменили на бронированные пароходы. Зато торговые парусные суда еще очень долго бороздили морские и океанские просторы.
Автор: Пегов Михаил
Создано / Изменено: 13 сентября 2022 / 11 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: