После аэростатов дорогу в небо продолжили первые самолеты. Они появились, когда человек придумал мотор. А знаешь ли ты, что в воздух самолет поднимают не крылья, а мотор по-другому он называется двигатель. У первых самолетов он был винтовым-вперед самолет толкали два винта. Мощность у мотора была небольшая, и работал он на бензине.
Раньше самолеты имели разное количество крыльев. Самолет с одним крылом назывался монопланом, с двумя крыльями -бипланом, а с тремя –трипланом. Бипланов было больше. У них была такая же скорость, как у трипланов. Но маневрировали, то есть направление полета, бипланы лучше. Со временем появились моторы с большой мощностью, и все старые самолеты монопланами.
Первые самолеты не были мощными и большими и не могли перевозить много людей. Они не отвечали надежностью, часто ломались, да управлять ими было непросто. Но находились смельчаки, которые не боялись летать даже над водой. Так был совершен перелет человека через пролив Ла-Манш из Франции в Англию. А это очень опасно, ведь случае аварии у летчика не было шанса на спасение.
Когда приходит война, люди встают на защиту своей земли от врага. Без военной техники и не справиться. В Первой мировой молодая авиация если и использовалась, то лишь для разведки или корректировки огня наземной артиллерии. В годы первой мировой войны был придуман самолет-истребитель. Он успешно боролся с вражескими самолетами- разведчиками. В начале войны пулеметы на истребители еще не ставили, а при встрече с неприятелем в воздухе летчики обменивались выстрелами из пистолетов, но чаще всего просто грозили друг другу кулаком. Первый самолеты не имели вооружения, и воздушные бои, если они случались были крайне редко.
Никто никаких фигур и виражей не совершал, машины летали ровно. О вертикальных полетах носом кверху говорили, как о фантастике-окажись летчик в таком положении он заранее обречен на гибель. Но русский летчик Петр Николаевич Нестеров доказал, что это не так.
23 августа 1913 года к Пётр Нестеров впервые выполнил в небе первую фигуру высшего пилотажа — мёртвую петлю- первую в истории авиации. На следующий день о мертвой петле написали во всех газетах. Через год, в начале Первой мировой войны, штабс-капитан Нестеров героически погиб, выполнив первый воздушный таран австрийского аэроплана, и ценой собственной жизни одержал победу в первом в истории воздушном бою.
Первый в мире и в России пассажирский самолет был создан Игорем Сикорским в 1913 году. «Илья Муромец» даже имел удобства в пассажирской каюте, но полеты были далеко не безопасны. Впервые самолет поднял пассажиров в воздух 12 февраля 1914 года. Сикорский за штурвалом своего «Ильи Муромца» поднял в воздух 16 человек и собаку по кличке Шкалик, которая жила на аэродроме. Пассажирская каюта имела четыре больших окна, стол и несколько плетеных кресел. В «Илье Муромце» были даже спальные комнаты и ванна с туалетом. Эти же самолеты во время Первой мировой войны стали бомбардировщиками. На их борту умещалось 12 бомб и 8 человек экипажа.
Бывало из-за нехватки бомб, летчики применяли смекалку. В полет они брали одну бомбу и десяток консервных банок с просверленными отверстиями. Всё вместе они сбрасывали на конные отряды противника (Гражданская война). При падении банки громко и пугающе свистели. От этого свиста лошади вставали на дыбы, сбрасывая всадников.
Летчики-отважные люди, это они доказали, что на самолете можно перелетать океан, за несколько часов попасть из зимы в лето. Первые летчики совершили и дальние перелеты, в которые тогда было трудно поверить! Одним из таких бесстрашным летчиком-испытателем стал Валерий Чкалов. Именно он совершил перелет из Москвы в Америку через Северный полюс. Чкалов испытал свыше 70 типов самолетов (И-15, И-16, И-180, ВИТ-2, НВ-1), разработал и внедрил новые фигуры высшего пилотажа: восходящий штопор и замедленную "бочку".
Три раза Чкалова сажали в тюрьму «за выходки в воздухе». "Воздушный хулиган", как его называли, любил поэкспериментировать в полете. Самый известный его трюк - пролет под мостом реки Невы. На одной из встреч Сталин спросил почему вы при испытании новых самолетов не пользуетесь парашютом. Чкалов ответил: «Я испытываю опытные, единственные образцы техники. И моя задача - их посадить, чтобы разобраться со всеми недостатками. И, кроме того, новая техника очень дорога». Тогда-то и прозвучала фраза Сталина, перевернувшая жизнь Чкалова: «Запомните, ваша жизнь нам дороже любой машины!»
За короткую жизнь Валерий Чкалов разработал и выполнил 15 фигур высшего пилотажа, многие из которых спасли немало жизней летчиков в годы войны.
Долгое время самолетом не хватало скорости. Но чем мощнее становились моторы, тем стремительнее летали крылатые машины. Быстрее других был советский скоростной бомбардировщик АНТ-40, он выполнял боевые задачи без прикрытия истребителей. Ведь большинство истребителей не могли за ним угнаться. В Испании, его называли «Бомбардьеро Катюшка», по имени героини популярной в те годы оперетты. Самолет лихо наносил удары по войскам противника, его аэродромам, портам и кораблям.
Советский истребитель И-16 набирал высоту и летал быстрее многих истребителей. Наши летчики называли его ласково «ишачок» испанцы-«муха», немцы-«крыса».
Нашу Землю покрывают воду океанов, морей, рек, озер. Бывают случаи, когда самолету нужно сесть на воду или взлететь с нее. И тогда на помощь приходят летающие лодки. Летающие двухместные лодки М-5 и М-9 участвовали в Первой мировой войне. Это были отечественные крылатые машины: деревянные, обшитые фанерой и тканью. М-5 собирали вручную, чтобы корпус не промокал, его пропитывали «морским клеем» и особым раствором творога в нашатырном спирте.
В ангарах авиатранспортного корабля стояло четыре-пять летающих лодок. Их спускали на воду и поднимали лебедкой. М-9 была незаменимым помощником военных при воздушной разведке, патрулировании в море, бомбометании по кораблям и берегу. В ее передней кабине устанавливали пулемет.
Прошло несколько лет и у немцев появился тоже гидросамолет «Альбатрос», он превосходил М-9 по скорости и вооружению.
Великая Отечественная война стала большим испытанием для нашего народа. Без победы над врагом в воздухе не было бы победы на земле истребители, штурмовики, бомбардировщики помогли очистить небо от фашистских самолетов. Отважные летчики не жалели свои жизни ради победы, ради мира на земле. Советские лётчики-асы летали на истребителях Ла-5ФН и Ла-7. После нескольких виражей наши опытные летчики заводили свои истребители противнику в хвост и открывали прицельный огонь.
Знаменитым военным штурмовиком был Ил-2. За крепкую броню его называли «летающий танк». На борту он нёс пулемет, ракеты и бомбы. Штурмовик-это самолет, который летает над полем боя и помогает бойцам громить врага на земле.
Создано / Изменено: 6 апреля 2023 / 7 апреля 2023
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: