Люди-самые неугомонные жители планеты Земля. С момента своего появления они без устали изучали окружающий мир: пересекали пустыни, взбирались на горы, переплывали моря и океаны. Однако покорить небо оказалось сложнее. Люди всегда мечтали подняться в небо. Они наблюдали за птицами и насекомыми и старались разгадать секрет их полета. Были умельцы, которые мастерили себе крылья наподобие птичьих. В ход шла кожа, бычьи пузыри, голубиные перья и даже прутья! Как казалось, нет иного способа оторваться от Земли. Надев такие крылья, люди прыгали с колоколен и обрывов, но подняться ввысь так и не могу и не смогли….
Шло время, и оторваться от Земли человек попробовал на воздушном шаре, наполненном теплым воздухом, и ему это удалось. Началось это с бумажных китайских фонариков. Из древних китайских летописей известно, что полководец Кунмин использовал это изобретение во время наступления своих войск. Так он запугивал противников, которые при виде летающих предметов со страхом думали, что Кунмин делает это помощью колдовства. На самом же деле вверх китайский фонарик поднимал разогретый свечой воздух.
Изобретать человеку всегда помогала природа, и китайцы, должно быть, догадались изготовить первый воздушный шар, наблюдаю за тем, как горячий воздух поднимает над костром пепел и сухие листья, Но людям, видимо было мало смотреть на взмывающий к небесам бумажный фонарик, они сами хотели летать, и однажды их мечта сбылась. Осенью 1783 года человек наконец-то поднялся в небо. А сделал это на воздушном шаре, который построили французы братья Монгольфье.
Братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье с детства интересовались разными науками и всю жизнь отличались наблюдательностью. Свой первый воздушный шар они смастерили из ткани и наполнили паром. Все видели, как пар вырывается из кипящего чайника и устремляется вверх, поэтому братья надеялись, что пар поднимет их воздушный шар небо. Только полотняный шар хоть и раздулся, но легче воздуха не стал, а наоборот, даже потяжелел промокнув. Ведь пар-это вода, от сильного нагревания, превратившаяся в газ. В воздушном шаре пар быстро остывал и опять превращался в воду. Тогда братья решили наполнить шар легким газом-водородом. Но водород стремительно просачивался сквозь ткань и бумагу, из которой они склеили новый аэростат ( по-гречески «аэр»- воздух, «статос»- стоящий, то есть аэростат –это находящийся и стоящий в воздухе).
Зато их третья попытка увенчалась успехом. На этот раз они придумали наполнить шар дымом от костра. И шар наконец-то устремился к облакам. Однако Монгольфье верили, что их аэростат сможет достичь еще больших высот. Поэтому на первом монгольфьере- так братья назвали собственное изобретение- написали «Аd astra!», что в переводе с латинского языка означает «к звездам!»
Пятого июня 1783 года состоялся запуск большого- размером с трехэтажный дом- монгольфьера. Это событие взбудоражило всю Францию. Король немедленно повелел братьям прибыть в Париж, чтобы лично посмотреть, как взлетает их воздушный шар. Специально для этого Монгольфье построили еще более крупный ярко-голубой монгольфьер, украшенный рисунками. Сами братья не смогли стать первыми воздухоплавателями — им это лично запретил король Людовик XVI.
Первым человеком, полетевшим на воздушном шаре, был ученый Пилатр де Розье. Сначала он в одиночку испытал монгольфьер, на всякий случай привязанный к земле длинной веревкой. А 21 ноября 1783 года вместе с помощником, совершил свободный полет над Парижем. Тогда монгольфьер поднялся на высоту почти в тысячу метров и пролетел восемь км и благополучно приземлился. Монгольфьер был небезопасен, поскольку от горевшего огня легко могла вспыхнуть оболочка шара, к тому же, для длительного путешествия требовался не малый запас дров. Только в двадцатом веке, были изобретены газовые горелки и огнестойкие оболочки. Вслед за монгольфьером были изобретены другие конструкции аэростатов и тоже получили свои названия по именам создателей.
Братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьенн Монгольфье открыли человечеству дорогу в небо и относятся к числу пионеров воздухоплавания.
Воздухоплавание в России началось с того, что его… сразу запретили! Императрица Екатерина Вторая опасалась, что жаровня монгольфьер может послужить причиной пожара. И тут же издала указ, запрещающий полёты аэростатов с марта по декабрь, то есть весной, летом и осенью. А зимой в России так холодно, что летать никто не решался. В небо над Россией воздушный шар поднялся лишь в начале девятнадцатого века.
Первым русским, совершившим полет был генерал Сергей Лаврентьевич Львов. Это случилось 18 июля 1803 года. Поначалу полеты воздушных шаров в России служили для развлечения публики. Но уже через год к облакам поднялся академик как Яков Дмитриевич Захаров. Это был первый в мире полет с научными целями. В небе Захаров провел несколько опытов. Например, с помощью голосовой трубы (рупора) и секундомера, он измерил время, за которое возвращается отраженный от поверхности земли, звук. Теперь таким способом стало возможно определять высоту полета.
Вслед за учеными воздухоплаванием заинтересовались военные. Еще в 1794 году французы использовали аэростаты для наблюдения за противником. В России же, которая как раз готовилась к войне с Наполеоном, решили превратить воздушный шар в «летучую батарею». Предполагалось, что из корзины аэростата можно будет бомбардировать неприятельскую армию взрывчатыми снарядами.
Среди первых аэронавтов было немало женщин, в том числе в нашей стране. Так в 1803 году в небо поднялась первая русская воздухоплавательница Прасковья Юрьевна Гагарина. Вот уж поистине фамилия, происходящая от названия птицы гагары, весьма подходит для покорителей неба. Ведь и первым в мире космонавтом тоже стал человек с этой «птичьей» фамилией- Юрий Алексеевич Гагарин.
Весной 1812 года император Александр Первый одобрил постройку под Москвой большого воздушного корабля по конструкции немецкого изобретателя Франца Леппиха. Согласно чертежам, это был внушительных размеров шарльер в форме рыбы с корзиной на сорок солдат. Более ста плотников, кузнецов и швей трудились над созданием корабля, однако в него он так и не успел подняться. Когда французская армия подошла к Москве, почти готовый аэростат разобрали, погрузили на 130 подвод и увезли вглубь страны, в Нижний Новгород. А заново собрать уже его не получилось.
Первый в России рекламный аэростат поднялся в воздух 30 августа 1905 года, его пилот раскидывал под городом рекламные открытки.
Один из первых аэронавтов Бланшар в свое время пытался плыть по воздуху, как по воде, для чего оснастил свой аэростат парусом и веслами, и даже корзину сделал в форме лодки. Поэтому корзины аэростатов стали называть гондолами- как знаменитые венецианские лодки. Весла в воздухе не пригодились, но куда лететь воздушному шару- определяет не только ветер. Дело в том, что ветер на разной высоте дует в разные стороны. Найди тот, что тебе нужен,- и лети! Осталось лишь придумать, как заставить шар подниматься и снижаться. Когда-то для того, чтобы набрать высоту из гондолы, сбрасывали специально взятый груз- баласт. Например, высыпали песок из специально приготовленных для этого мешков, а в крайнем случае избавлялись от всего без разбору, как уже известные нам первые покорители Ла-Манша. Если усилить пламя- шар поднимается, если уменьшить - шар опустится.
Но гораздо легче управлять аэростатом, у которого есть двигатель, руль и воздушный винт. Такой аэростат называется дирижаблем, что в переводе с французского как раз означает «Управляемый» Управляемые аэростат всегда был мечтой воздухоплавателей. На нем можно было лететь куда угодно, перевозить людей и грузы. Над созданием таких аэростатов трудились лучшие ученые. Например, в России, проектированием большого грузового дирижабля занимался, основоположник космонавтики Константин Эдуардович Циолковский.
Золотой век дирижаблей 20-30 годы прошлого столетия. В это время строили дирижабли самых разных размеров и конструкций. Лучшие из них перелетали океаны и достигали Северного полюса. Центром дирижаблестроения была Германия, где работал выдающийся конструктор управляемых аэростатов Фердинанд фон Цеппелин. Его имя носит дирижабль особой жесткой конструкции, под оболочкой которого находится каркас. Цеппелины состояли на военной службе и выполняли регулярные пассажирские рейсы. Путешествие на них было весьма комфортабельным: в просторах многопалубных гондолах располагались каюты, рестораны, ванные и туалетные комнаты. Однако в 1937 году случилась трагедия: во время приземления загорелся и упал большой цеппелин "Гинденбург", погибли люди. После этой аварии пассажиры стали бояться летать на цеппелинах.
Во время Первой мировой войны (1914-1918 годы) дирижабли использовались для разведки и бомбардировок. Самой мощной воздухоплавательной державой тогда была Россия, имевшая более 20 управляемых аэростатов. Почти столько же было у Германии. Кроме того аэростаты использовались для отправки сообщений. Привязанные к земле воздушные шары применялись для наведения арт.огня. Сидевшие в гондолах зоркие наблюдатели подсказывали, куда надо стрелять, с воздушного шара поле боя как на ладони. Только успевай артиллеристам подсказывать, в какую сторону повернуть стволы орудий, на какой лесок или пригорок наводить орудия.
Позже воздушные шары стали защищать важные объекты от бомбардировок. Их называли "аэростаты заграждения". Такие аэростаты заграждения называли "колбасами", тк они напоминали огромные батоны колбасы. Во второй мировой войне (1939-1945 годы) они сыграли важную роль в обороне Москвы и Ленинграда. Закрепленные на крепких тросах аэростаты мешали самолетам противника и заставляли их подниматься на большую высоту, откуда трудно вести точное бомбометание. Сражаться с аэростатами заграждения было почти невозможно. Благодаря особой конструкции даже насквозь продырявленные, они все равно держались в воздухе. Иногда даже случалось, что натянутые металлические тросы разрезали налетевший на них самолет чуть ли не по полам. Так, за время ВОВ в небе над Москвой аэростатами заграждения было уничтожено около 150 немецких крылатых машин.
Для ученных воздушные шары стали отличными инструментами в научной работе. Находясь высоко над землей, ученые могли ставить разные опыты, изучать погоды и природные явления. В конце 19 века полет на аэростате совершил и великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев. Дмитрий Иванович проявил себя не только как великий химик, но и преуспел в других науках: был выдающимся физиком, геологом, экономистом, а кроме того, и воздухоплавателем. Так в 1887 году, поднявшись на аэростате выше облаков, он наблюдал полное солнечное затмение, которое происходит нечасто и длиться считанные минуты. В этом году ученые знали об этом и были готовы, наблюдать солнечное затмение готовы были многие с аэростатов, но из-за непогоды взлететь сумел лишь один из приготовленных шаров. И находился в его корзине профессор Менделеев. Когда шар был уже в небе, запуталась веревка , идущая от газового клапана. Чтобы её освободить, Менделееву пришлось проявить не только бесстрашие, но и большую ловкость. Пришлось взбираться на борт гондолы и некоторое время висеть над бездной. За проявленный героизм Французская академия наук наградила Дмитрий Менделеева золотой медалью, на которой был выбит девиз братьев Монгольфье "К звездам!"
Исследуя атмосферу-воздушную оболочку планеты-ученые старались взлетать как можно выше. Но незащищенному человеку находиться на высоте в несколько километров тяжело: там очень холодно и трудно дышать. Поэтому для таких полетов были созданы специальные аэростаты с крепкой, плотно закрытой гондолой-стратостаты. Первый стратостат отправился в полет в 1931 году. Долгое время рекорды высоты принадлежали нашим воздухоплавателям. В 1934 году стратостат "Осоавиахим-1" достиг рубежа в 22 км.
Вскоре дирижабли уступили место в небе другим летательным аппаратам-быстрым и надежным самолётам.
В 1985 году советские межпланетные станции доставили и запустили в небо Венеры наполненные гелием аэростаты. Находившиеся в гондолах приборы собрали и передали на Землю ценную информацию об атмосфере этой планеты.
Когда-то люди думали, что в 21 веке аэростаты станут самым распространенным и доступным средством передвижения, а у каждой семьи будет свой воздушный шар. Однако этого не случилось. Современный человек пользуется автомобилем, самолетом потому что они быстрее и послушнее. Аэростаты же, как и парусные корабли, остались в прошлом. Но именно с аэростата началась история авиации и космонавтики. Это он помог людям воспарить над землей.
автор Михаил Пегов
Создано / Изменено: 4 апреля 2023 / 11 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: