Большой театр- один из самых знаменитых театров мира. Почти каждый вечер огромный зал заполняется тысячами зрителей, и практически невозможно увидеть свободное место. Здание Большого театра входит в число самых крупных театров в мире. Только представьте себе: на сцене легко помещается до четырехсот человек, а в громадной оркестровой яме могут одновременно играть до ста тридцати музыкантов! Вместе с лучшим симфоническим оркестром он пережил пожар, да не один, войну и революцию.
Большой театр появился благодаря императрице Екатерине Второй, которая любила приезжать в Москву для развлечений. Она поручила князю Петр Урусову, известному своей любовью к театральному искусству, обосновать театр, чтобы ставить спектакли, а также проводить балы и маскарады. Для этого сложного дела Урусов взял в компаньоны англичанина Майкла Медокса, который давно уже жил в России. Медокс называл себя на русский манер Михаилом Егоровичем и изготавливал механические часы и другие инженерные диковинки, а также выступали в качестве фокусника. Вместе они выбрали площадку для строительства нового театра- на улице и Петровка, на правом берегу реки Неглинки. Это сейчас на этом месте красивая Театральная площадь, а раньше там была пустынная местность, постоянно затопляемая рекой.
Первое здание театра построили за четыре года, было оно двухэтажным. Но вот беда: новый театр сгорел, так и не успел открыться. Пожар совершенно разорил Урусова, и он отошел от дел. Медокс же решил восстановить театр в одиночку и построил его за пять месяцев. Это очень быстро, даже для нашего времени. Новое здание было трехэтажным, с вместительным зрительным залом, ложами, маскарадным залом и тремя большими комнатами в нижнем этаже, где слуги ожидали своих господ, держа в руках верхнюю одежду- гардеробов, тогда не было. Вход был с Петровки, поэтому его стали называть "Петровский театр".
Открытие состоялось 30 декабря 1780 года, на первом представлении показали пьесы "Странники" и балет "Волшебная школа". Вначале группа театра была маленькой: 13 актеров, 3 танцора и 4 танцовщицы, 13 музыкантов оркестра. Но при этом каждый актер должен был уметь и петь, и танцевать и исполнять драматические роли. К тому же большинство актеров были крепостными. И жизнь у них была тяжелая: отыграют спектакль и идут убирать помещение или прислуживать своему барину. Театр был открыт для всех: знатные люди покупали места в ложах, бедные студенты занимали места в верхних ярусах-там было плохо видно, но зато сам билет стоил дешево.
Новое развлечение понравилось москвичам. Несмотря на такой успех, Медокс не вылезал из долгов-всё-таки содержать театр с его огромным зданием, дорогими костюмами и декорациями было очень накладно. Поэтому в конце концов он был вынужден оставить любимое дело, и театр перешел под управление государством.
Построенное Медоксом здание простояло долго, но через четверть века и оно сгорело. Пожары в те времена в Москве случались часто, из-за того что почти все дома были в городе деревянными. Пятнадцать лет на месте театра был заболоченный пустырь, посреди которого торчали обгоревшие доски. Всё поросло травой, а в развалинах поселились новые "певцы"-лягушки.
После победы над Наполеоном в 1812 году известный архитектор Осип Бове получил задание восстановить город, сделав его еще красивее, чем до пожара. По новому плану, который расчертил лично император Александр I, на пепелище было решено устроить большую площадь. Впрочем, очертания новой площади практически не отличались от того, что было на этом месте до пожара 1812 года. Архитектурное оформление новой площади разработал лично Осип Бове. В ходе реализации нового плана реку Неглинную на отрезке между ее устьем и Трубной площадью на протяжении 3 километров упрятали в кирпичную трубу, болото осушили- на этом месте Бове спланировал величественную Театральную площадь, центром которой стал вновь построенный театр , открыли его в 1825 году. Вокруг театра строили дома на деревянных сваях, чтобы они не подмокали. Так же был построен и Большой театр. Именно Бове решил, что рядом с самим театром нужно оставить много свободного места, на площади проходили парады и смотры войск, а зимой там устанавливали железные печи, у которых грелись прохожие и кучера, привозившие зрителей в театр.
Новый театр вмещал в себя 2 тысячи человек, он был таким огромным, что люди стали называть его "Большим Петровским театром", ведь предыдущий был гораздо меньше. Это здание было очень похоже на современное. Открытие театра было очень торжественным. Зрителям показали музыкальный спектакль "Торжество муз". Древние греки считали, что талант к поэзии и музыке людям дарят девять богинь искусства. Танцовщицы изображали победу над огнём, который уничтожил театр. А в конце спектакля на сцене появился Гений (символизирующий архитектора Бове), который возрождал театра из пепла. В этот день огромное здание не смогло уместить всех желающих, и пришлось повторить представление еще раз.
Сразу же после Большого Бове построил справа от него здание Малого театра, а слева еще три театра.
Но, увы, всего через 11 лет сгорел новый театр. Этот пожар был беспощадным и бушевал два дня: погибли все музыкальные инструменты, театральные костюмы и декорации. После того, как огонь утих, на месте театра остались только каменные стены и колоннада портика.
Для реконструкции театра провели очередной конкурс, по результатам которого первым оказался проект главного архитектора Императорских театров Альберта Кавоса. Работы по восстановлению театра длились три года. Новое здание в целом сохранило старую планировку, но стало выше, а кроме того, совершенно изменилось оформление здания. Самым главным изменением стало появление бронзовой квадриги работы Петра Клодта над входным портиком. Раньше на этом месте возвышалась алебастровая скульптурная композиция.
Первое представление в отстроенном театре прошло 20 августа 1856 года. В этот же период в Москве шли работы по усовершенствованию Мытищинского водопровода, и с этой целью помимо прочего, в центре города построили несколько водоразборных фонтанов. Каждый из них имел индивидуальный дизайн и собственное название. Один из фонтанов расположился на Театральной (тогда еще Петровской) площади, и назывался Петровским. Всего установили пять фонтанов, но до нашего времени сохранились только два - как раз фонтан с Театральной площади уцелел.
После революции 1917 года новая власть хотела закрыть театр и даже совсем снести-тем более что к тому времени здание сильно обветшало. Но, к счастью, передумали и сделали театр главным в стране, назвав его "Государственный Большой театр". Правда, использовать его стали не только для показа спектаклей, но и для разных заседаний и съездов. Именно со сцены Большого провозгласили о создание новой страны-Союза Советских Социалистических Республик. А в новых спектаклях, появлялись новые звезды балета и оперы. Большой театр стал одним из главных символов новой страны и советского искусства. А зрители считали большой удачей попасть на представление- и в нашей стране, и во всех других, куда театр выезжал на гастроли.
Во время Великой Отечественной войны часть артистов Большого театра остались в Москве и выступали для зрителей бесплатно. Многие объединились в небольшие группы, которые выезжали на выступления на фронт или в госпитали, чтобы поддержать наших бойцов.
В 2005 году здание театра закрыли на реконструкцию, работы затянулись до 2011 года, ведь проектировщикам пришлось решать, как разместить под землей огромные новые помещения, которых раньше не было. А под Театральной площадью проходят и метро, и река Неглинка, и огромное количество разных труб и проводов. Всё это время знаменитое здание было закрыто на ремонт. Но для новых спектаклей построили еще одну сцену-справа от основного театра. Получается. что теперь у Большого театра два здания-старое и новое. А еще после реконструкции появился дополнительный зал под землей, прямо под Театральной площадью.
В зрительном зале висит огромная люстра. Но это сейчас её легко зажечь одним нажатием кнопки. А раньше, когда не было электричества, в люстре светили масляные лампы, которые надо было зажечь каждую по отдельности. Для этого наверху, под потолком, было специальное помещение, куда её поднимали целиком и зажигали там лампы по очереди. Масляные лампы, конечно были неудобными и даже опасными-иногда даже на зрителей падали кусочки стекла от фонарей, лопнувших во время представления. И только в 1893 году люстру сделали электрической. И теперь её только раз в год- не поднимают вверх, а наоборот опускают вниз, чтобы заменить лампочки и помыть хрустальные подвески, которых в люстре целых 26 тысяч, а сама люстра весит больше двух тонн-как небольшой слон!
Звук очень важен в театре, ведь певцы выступают без микрофона, а слышно их должно быть всем, даже на отдаленных местах. Для этого зал Большого театра-это что-то вроде корпуса деревянного музыкального инструмента. Например скрипки, устроены так, что звук внутри корпуса усиливается. Так и тут такое решение придумал в свое время архитектор Кавос. Для того чтобы улучшить акустику (звучание) он отделал стены театра елью, вместо железного потолка сделал деревянный, а ложи украсил лепниной, изготовленной из бумажной массы (папье-маше). даже самые маленькие детали в зрительном зале работают на звук. А под рельсы линий метрополитена, которые проходят рядом с театром, проложили резиновые подкладки.
Вот сколько всего пришлось пережить Большому театру, чтобы снова открыть двери для зрителей. Много раз погибал в пожарах, но вновь и вновь возвращался к зрителям.
автор Наталия и Василий Волковы
Создано / Изменено: 26 сентября 2022 / 9 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: