Когда мы приезжаем в незнакомый город, то первым делом покупаем карту, чтобы понять, что и где в нем расположено. Карта может рассказать не только о современном городе- она знает много интересного и о его истории. Давайте откроем карту Москвы и найдем ее исторический центр, это красавец Московский Кремль. А вокруг Кремля, разбегаясь, будто круги на воде, расположены кольца: Бульварное, Садовое, Третье транспортное кольцо, Московская кольцевая дорога. Что же это за кольца такие? Откуда они взялись в городе и зачем нужны? Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно отправиться в далекое прошлое нашей столицы.
Что собой представляла древняя Москва? На холме возвышался Кремль- крепость, внутри которой находились хоромы царя и патриарха, а также дома знатных и богатых людей-бояр. Снаружи у кремлевских стен располагалась главная торговая площадь. Она много раз меняла свое местоположение и название, а сейчас мы ее знаем, как Красная площадь. Но Красный, то есть красивой, ее стали называть только в семнадцатом веке. А до этого она именовалась Торгом и Пожаром, поскольку деревянные торговые лавки на площади очень часто горели.
Неподалеку, находился Большой (или Великий) посад- поселение около Кремля, в котором обитали ремесленники, торговцы и прочий простой люд. Постепенно и бояре стали строить свои жилища не в Кремле, где уже не хватало место, а на Великом посаде. Во время нападения врага жителя посада прятались за кремлевскими стенами, но все их имущество- то есть дома, запасы еды, домашние животные- становились добычей завоевателей. А то, что после них оставалось, сгорало в огне пожаров.
Чтобы защитить Великий посад и его жителей, в начале шестнадцатого века построили новую крепостную стену со странным, казалось бы, названием "Китай-город". Откуда же оно взялось? Дело в том, что сначала возвели не каменные, а земляные укрепления: взяли тонкие деревья и прутья. связали их и сделали плетень-высокий забор из переплетенных стволов и веток. А потом насыпали сверху земляной вал. Получилось прочное укрепление из земли и сплетенных прутьев. Связка таких прутьев называлась "кита". Отсюда и название стены-Китайгородская.
Но через год спохватились-укрепление-то получилось ненадежное! И в 1538 году под руководством итальянского архитектора Петрока Малого построили новую, уже каменную стену длиной два с половиной км и 12-ю башнями и четырьма проездными воротами. Трудились весь миром: простые москвичи работали на строительстве, а богатые люди давали деньги. Стена начиналась около Арсенальной башни Московского Кремля, охватывала подковой посады и упиралась в Москворецкую башню. Хотя и была стена не очень высокой-чуть больше шести метров, но зато её толщина была такая же как высота. Такую мощную стену построили для того, чтобы она могла противостоять огнестрельным орудиям, которые в то время стали использовать при штурме крепостей.
Наверху стены располагались пушки, стрелявшие по нападавшим, и лежали каменные ядра, которые можно было без всяких пушек обрушивать сверху на головы врагов. Под башнями соорудили "слухи"-специальные подземные помещения, стены которых были покрыты тонкими медными листами. Если неприятель пытался сделать подкоп, то листы начинали дрожать и издавали шум, предупреждая защитников Китай-города об опасности.
Позже Китай-городом стали называть не только саму крепостную стену, но и всё пространство между ней и Кремлем. Главные улицы Китай-города-Никольская, Ильинка, Варварка-были самыми шумными многолюдными улицами столицы. Здесь находилось четыре монастыря, множество храмов и часовен, Славяно-греко-латинская академия (первое высшее учебное заведение Москвы), Государев печатный двор (там печатали книги), Гостиный двор (там торговали разным товаром), а также гостиницы и трактиры. С раннего утра и до позднего вечера везде кипела жизнь, толпился народ у торговых рядов, здесь можно было встретить и европейских купцов, и восточных торговцев в пестрых одеждах.
Крепостную стену Китай-города разрушили в прошлом веке, но память о ней сохранилась в Китайгородском проезде, где можно увидеть небольшой участок этой стены.
Некоторые московские площади, расположенные на Бульварном кольце, имеет в своём названии слова "ворота": Петровские Ворота, Никитские, Сретенские.... Однако сколько бы вы не искали, никаких ворот там не найдете! Куда же они подевались? А дело в том, что именно на этих местах действительно когда-то были ворота в крепостной стене, опоясывавшей полукольцом московские свободы. (Слобода, это место, где люди жили одной профессии, либо из одного города).
В шестнадцать веке Москва продолжала разрастаться, и люди селились снаружи Китайгородской стены. Защита москвичей и их имущества снова стало одним из самых важных государственных дел. А защищаться было от кого : в 1571 году к городу подошел со своим войском крымский хан Девлет- Гирей и приказал поджечь деревянные дома. Тогда Москва полностью выгорела за несколько часов. После этого стало понятно, что нужно строить новые крепления. И Москву вновь окружили еще одной крепостной стеной.
Это новая крепость- Белый город -получило свое название, потому что её стена, сложенная из кирпича, была набело оштукатурена. В стене было двадцать семь башен, в десяти из которых устроили ворота -через них можно было проехать внутрь города или выехать из него. Протянулось это укрепление в 9,5 км, высотой около 10 метров, толщиной 4,5-6 метров.
Белым городом называлась вся территория, которая находилась между этой стеной и Китайгородской. Проживали здесь в основном ремесленники. Об их занятиях, нам рассказывают название московских улиц. На Пушечной улице, находился, естественно, Пушечный двор. Именно здесь мастер Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку. Память о кузнецах сохранилась в названии улицы Кузнецкий Мост. В Столешниковом переулке, проживали ткачи, изготавливавшие "столешники"-скатерти для царского двора. В Колпачном переулке жили мастера, делавшие головные уборы (колпаки). А на месте нынешней улицы Охотный ряд, шумел когда большой рынок. Многие знаменитые московские здания тоже находятся именно здесь: Большой и Малый театры, Московский университет, здание Дворянского собрания (ныне Дом Союзов), Воспитательный дом для сирот (теперь тут находится Военная академия и Российская академия медицинских наук). В конце 18 века стену Белого города разобрали за ненадобностью, а по линии где она проходила раньше, проложили Бульварное кольцо, состоявшее из десяти бульваров и расположенных между ними площадей. Эти площади когда-то находились перед воротами проездных башен Белого города.
К концу 16 века москвичей уже защищали уже три линии крепостных стен: Кремль, Китай-город и Белый город. А вот жителей Замоскворечья и Заяузья оставались беззащитными перед лицом врага. И в 1591 году решили возвести очередную линию укреплений, которая должна была охватывать всю территорию города на обоих берегах Москвы-реки. Очень быстро вокруг города насыпали земляной вал, по верху которого проходила дубовая стена высотой пять метров. В стене устроили множество деревянных башен, 34 из которых были проездными. Это новое кольцо оборонительных сооружений назвали "Скородом", поскольку укрепление длиной почти в 16 километров построили очень быстро-всего за один год.
Правда, в 1611 году все деревянные сооружения Скородома сгорели при пожаре, а от укрепления сохранился лишь земляной вал. Но москвичи вал подсыпали, по верху снова поставили деревянные башни, а снаружи вдоль вала выкопали ров и наполнили его водой. Крепости дали новое название- Земляной город. Земляной вал оказался весьма надежней против пушек: ядра, выпущенные врагом, зарывались в землю, не причиняя валу большого вреда.
Земляным городом именовали между стенами Белого города и новым крепостным валом. Вдали от густонаселенного центра Москвы, в Заяузье, неподалеку от рек, располагались слободы ремесленников, чьи профессии были связаны с использованием огня. Например, гончары, делавшие посуду из глины, сегодня это Гончарная улица. Обитали там котельники, где сейчас Котельническая набережная, изготавливали они металлическую посуду. Малая и Большая Бронные улицы обозначают место, где жили и трудились ремесленники, делавшие оружие и броню: шлемы, кольчуги, доспехи. А в Гранатном переулке был Гранатный двор-там хранились запасы пороха и снаряды. А вот Замоскворечье особенно полюбилось купцам, они строили здесь свои дома и лавки.
Когда Москву восстанавливали после страшного пожара 1812 года, вал Земляного города решили снести, на его месте образовалась широкая улица, вдоль которой построили дома. Перед ними устроили сады, окруженные красивыми решетками. Так возникло Садовое кольцо- московская улица, где в глубине садов прятались уютные домики в один-два этажа. Сегодня мы не найдем на Садовом кольце ни старинных особнячков, ни садов. Улицу расширили, застроили многоэтажными зданиями, по ней мчаться потоки автомобилей. И только названия улиц Садового кольца, напоминают, что это была когда-то одна из самых зеленых улиц Москвы. А память о Земляном городе хранят улицы, в названиях которых присутствует слово "вал": Коровий Вал, Земляной Вал, Крымский, Зацепский.
Земляной город был последней крепостной стеной, которую возводили для защиты от врагов. Следующее кольцо Москвы - Камер-коллежский вал (камер-коллегия-государственное учреждение(министерство), которое ведало государственными доходами), построенный в 1742 году , стал таможенной границей. Он должен был преградить дорогу тем, кто хотел тайно ввозить в Москву запрещенные товары или не желал платить пошлину- деньги за ввоз товара, которые поступали в государственную казну. Вокруг города насыпали высокий земляной вал протяженностью тридцать семь километров и прорыли глубокий ров. Вдоль вала время от времени проезжала конная стража. В том месте, где Камер-коллежскому валу подходили важные дороги, устроили шестнадцать застав с кордегардиями- специальными помещениями для караула. Там размещались солдаты и "щупальщики", которые острым прутом протыкали возы с сеном, чтобы узнать, нет ли там запрещенного или спрятанного товара. Служба солдат, стоявших у застав "на часах", была тяжелой-нелегко простоять несколько часов с ружьем, охраняя ворота! Жалостливые москвичи бросали к их ногам медные монеты. Часовые не имели право брать деньги в руки, но после окончания дежурства они с удовольствием подбирали их с земли.
Между Земляным городом и Камер-коллежским валом появились новые слободы. В Хамовниках жили ткачи, изготавливавшие очень тонкую ткань-"хам". Ремесленники, занимавшиеся выделкой кож, обосновались в Кожевниках. Немецкая слобода приютила не только выходцев из германских земель, но и шведов, французов, голландцев, то сеть всех иностранцев, не говоривших по-русски, а значит-"немых". Между слободами привольно раскинулись рощи, поля, огороды. Но со временем и они были застроены новыми зданиями. Камер-коллежский вал срыли во второй половине 19 века, но кольцо улиц, появившихся на его месте, считалось границей Москвы до постройки Окружной железной дороги.
В полдень 10 сентября 2016 года пассажиры спешили занять лучшие места в электропоезде "Ласточка", чтобы проехать по новому железнодорожному кольцу, опоясавшему Москву. Но далеко не все знали о том, что этому кольцу уже более ста лет. Оно было построено в 1907 году и носило название "Окружная железная дорога". В конце 19 века в России широко развернулось строительство железных дорог. В Москве появилось 10 вокзалов, на которые прибывали пассажирские и грузовые составы. Они ежедневно доставляли столько разнообразных товаров, что их не успевали разгружать и развозить по городу. Очередь из неразгруженных вагонов иногда тянулась на 15 км. Двадцать тысяч ломовых извозчиков (извозчики на лошадях-тяжеловозах для перевозки тяжелых грузов) работали из всех сил, но не справлялись с перевозкой грузов на фабрики и склады. Дороги у вокзалов были забиты телегами, что ни пройти, ни проехать. Чтобы избавить вокзалы от заторов и облегчить доставку грузов, и решили построить Окружную железную дорогу. Она должна была соединить между собой вокзалы, склады и крупные предприятия. Сначала её хотели проложить по линии бывшего Камер-коллежского вала, но потом решили что необходимо включить в состав и рабочие поселки, которые возникли вокруг границы города. Работы начались в 1902 году и по проекту эта дорога была протяженностью 54,5 км. Помимо прокладки рельсов и устройства платформ, необходимо было построить здания станций, водокачки для паровозов, дома для стрелочников, станционных сторожей, сигналистов и ламповщиков, зажигавших керосиновые фонари на платформах и между путями.
Кроме грузовых, по новой железной дороге ходили и четыре пассажирских состава. Но для пассажиров поезд стоил довольно дорого: от 10 до 30 копеек за один перегон между станциями, а перегонов было десять. За рубль тогда можно было купить целую курицу, так что рабочие, зарплата которых была 40-50 рублей, пользоваться этой железной дорогой не могли. В 1934 году движение пассажирских поездов по этой дороге прекратилось, стали ходить только грузовые.
Москва тем временем продолжала расти и никак не могла остановиться. наступил вновь момент, когда ей стало тесно в пределах Окружной дороги. И в 1937 году было принято решение обнести город с прилегающими к нему деревнями новым кольцом- Московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД). Уже и планы разработали, и расходы посчитали, но построить не успели-началась Великая Отечественная война. У москвичей были теперь иные заботы-защитить свой город от врага и помочь фронту. Летом 1941 года всего за месяц вокруг Москвы проложили временную дорогу, по которой перевозили войска, военную технику, боеприпасы. После окончания войны эта дорога протяженностью 109 км, и стала новой границей города МКАД. Но столица продолжала увеличиваться, и вновь границы города вышли за пределы МКАД.
В конце прошлого века внутри города, между Садовым и МКАД, построили еще одно кольцо- Третье транспортное (ТТК)- длиной 16 км
Так сколько же колец в Москве? Попробуйте сосчитать сами! И не забудьте про кольцевую линию московского метро! Это же тоже кольцо, хоть и подземное.
Бегут по московским кольцам автомобили и поезда, везут людей и грузы. И сами кольца, словно круги по воде, разбегаются от древнего Кремля, все дальше и дальше. Каждое кольцо может нам поведать много интересного о многовековой истории города. Поэтому на обычных московских улицах, знающему человеку открывается удивительный мир, в котором прошлое нашей столицы тесно связано с сегодняшним днем московским кольцами.
Впрочем, если бы в Москве были только кольцевые дороги, мы бы бесконечно ездили по кругу! Чтобы попасть в нужное место или выехать из города, мы пользуемся не только кольцевыми, но и радиальными дорогами. Они, подобно солнечным лучам, исходят от Кремля, пересекают московские кольца и бегут дальше по бескрайним просторам нашей страны. И у каждой из них- своя история.....
Автор: Лариса Скрыпник
Создано / Изменено: 12 октября 2022 / 9 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: