Это место в Санкт- Петербурге напротив здания Нахимовского училища знают многие. Взрослые и дети, прогуливаясь по Петроградской набережной, еще издали увидев силуэт трехтрубного корабля, замирают на мгновенье: "Крейсер "Аврора"!". Туристы со всего мира приезжают, чтобы посмотреть на него. А кто-то мечтает не только посмотреть, но и выйти на крейсере в плавание. Ведь это корабль-легенда, корабль-герой. Один из главных символов Северной столицы и гордость нашей страны.
В конце девятнадцатого века на стапелях (стапель- это сооружение для постройки или ремонта корабля и его спуска на воду) верфи "Новое Адмиралтейство" в Петербурге начали строить новый крейсер. Над проектом трудилась группа корабельных инженеров, руководил ею Константин Токаревский.
Так три российских завода поставляли для корабля сталь и броню, создавали машины и орудия. Из нескольких губерний шел в Петербург лес для постройки крейсера, у которого еще не было имени. Оно появилось тремя годами позже. И выбрал его император Николай Второй. Такая тогда была традиция- название кораблю давал царь. Государю принесли список с именами. Среди них были: Полкан, Нептун, Юнона, Наяда, Психея, Аврора.... Император подчеркнул Аврору как самый подходящий вариант. А потом для верности еще и на полях начертал: "Аврора". Так в древнеримской мифологии называли богиню утренней Зари. Но крейсер получил свое имя в честь парусного фрегата "Аврора". Этот знаменитый боевой корабль русского флота прославился в одной из Крымских войн.
День рождения второй "Авроры"- 24 мая 1900 года. Именно в этот день бронепалубный крейсер первого ранга спустили на воду. Спуск со стапеля- тожественное событие. На Неве стоял почетный эскорт кораблей. В церемонии приняли участие иностранные гости, знаменитые генералы, флотоводцы. А еще моряки той, первой "Авроры", служившие на ней 47 лет назад. Седые старики стояли в почетном карауле, желая новой "Авроре" удачи и везения.
Николай Второй дол знак к спуску крейсера. Прогремел сигнальный выстрел, заиграл оркестр. Корпус "Авроры" погрузился в воду, и в тот же миг корабли, стоявшие на Неве, дали салют из тридцати одного залпа. Так пышно в то солнечное утро праздновалось рождение "Авроры". Но в состав императорского флота крейсер вошел только спустя три года.
Целых три года новый крейсер доделывали и испытывали. Недостатков обнаружилось много. И главный тут, что для военного корабля "Аврора" была тихоходной. Она развивала скорость всего девятнадцать узлов ( Узел-это единица измерения скорости в мореходный и авиационной практике), то есть около 35 км/ч. Да и мощным вооружением крейсер похвалиться не мог. К тому же его орудия не были защищены броней. Впрочем, этот корабль строился не для открытых боев: он должен был нести дозорную службу, вести разведку, прикрывать другие транспорты.
Скорость "Авроры" развивали три паровые машины, которые вращали три грибных винта. Пар машинам давали 24 котла на угле. Крейсер мог вместить 964 тонны угля.
Главным орудием "Авроры" стали восемь 152-миллимитровых пушек. Они делали десять выстрелов в минуту на расстояние до одиннадцати метров и считались скорострельными. Были и торпедные аппараты: два подводных и один надводный. Еще крейсер получил четыре мощных электрических прожектора. Они освещали пространство на пять километров. "Аврору" обеспечили связью: поставили новшество того времени- радиотелеграф. И еще одну новинку-рентгеновский аппарат. Впервые в мире его прямо в бою использовал врач "Авроры".
Недоделки шаг за шагом устранялись, и после испытаний летом 1903 года корабль вошел в состав Балтийского флота. "Аврора" была хороша! Стоила она шесть миллионов рублей золотом. Ничего не скажешь, драгоценный во всех отношениях крейсер. Ведь в историю России он тоже вписан золотыми буквами.
Первый боевой поход "Авроры" удачным не назовешь. Назревала война с Японией, и крейсер отправился в Тихий океан, чтобы помочь русской эскадре. В пути "Аврора" ломалась, останавливалась, чинилась и опоздала к началу войны.
В январе 1904 года корабли японского военно-морского флота взяли в блокаду город Порт Артур. А российский флот заперли в гавани. "Аврора" в это время была в Африке. Крейсер получил приказ возвращаться в Россию, прибыл в Кронштадт и вошел в состав второй Тихоокеанской эскадры. Осенью 1904 года она отправилась на Дальний Восток, чтобы пробиться в Порт- Артур, соединиться с 1-ой Тихоокеанской эскадрой и разгромить врага. На борту "Авроры" находились почти шестьсот человек: офицеры нижние чины, техники, врачи, священник. Эскадре предстояло пройти три океана. Переход растянулся на семь месяцев.
Экипаж на "Авроре" подобрался подходящий: отважные, сильные моряки. Они были сплоченной и веселой командой. Даже уголь- а им завалили не только угольные ямы, но и палубу, и внутреннее помещения, и кают-компанию- авроровцы грузили под музыку. На крейсере был свой оркестр, а еще любительский театр. Матросы и офицеры давали представления. На праздник Нептуна, например, сделали настоящий спектакль,
Авроровцы очень любили животных. Кто только не бегал и не ползал по крейсеру! Собаку Шарика матросы подобрали в одном из портов. Пес был худым и оголодавшим, но на "Авроре" быстро потолстел. Полюбил дежурить у камбуза (кухня на судне) выпрашивая у моряков еду. Увидев кого-нибудь из команды вставал на задние лапы, а передними деликатно трогал проходящего. А еще Шарик был замечательным артистом и показывал пародию на боцмна "Авроры". Этот боцман, когда сердился, кричал и тряс головой. Матросы научили Шарика громко лаять и так же гневно трясти головой. Номер имел бы бешеный успех, а сам шарик стал всеобщим любимцем,
На крейсере жили два крокодила- Сам и Того. Они поддавались дрессировке, любили принимать ванны и были почти ручными. А еще на "Авроре" поселились хамелеоны. Ящерицы не только меняли цвет, но и форма тела, когда надувались.
Моряки говорили, что им даже страшно ложиться спать, потому что из одного угла на тебя крокодил ползет, в другом удав свернулся клубочком. Встанешь, пойдешь искать местечко побезопаснее и со всех ног летишь на палубу, споткнувшись о черепаху (их у нас две, громадные, на них становиться обеими ногами можно). Идешь дальше: там ворчат, хрюкают лемуры, там хамелеон шипит. "Экое горе!- жаловались в шутку матросы и продолжали любить свой зверинец.
В пути экипаж "Авроры" не только развлекался. Командир крейсера Евгений Егорьев готовил команду к сражению с японским флотом. Опытный боевой офицер знал, что битва предстоит серьезная. Моряки под наблюдением капитана учились вести артиллерийский огонь, тушить пожары, заделывать пробоины.
Командира можно было встретить везде- в трюме, в кубриках... Казалось, Егорьев никогда не отдыхал. Всегда был бодрым, энергичным. Матросы любили его и уважали. Перед главным сражением в Русско-японской войне, капитан напутствовал команду словами: "Наш крейсер носит славное имя. Не посрамим его честь, будем драться до конца""
В ночь на 27 июня 1905 года вторая Тихоокеанская эскадра встретилась с японским флотом. Бой грянул недалеко от острова Цусима. Поэтому сражение называется Цусимским.
Японцы обрушили на русские корабли шквал огня. "Аврора" уходила от снарядов, но все же скоро получила повреждения. Однако крейсер продолжал выполнять свою задачу- защищал транспорты и броненосцы. А потом сам пошел в атаку. И это под перекрестным огнем. Один из снарядов упал возле артиллерийского погреба. На "Авроре" начался пожар. Крейсер мог взлететь на воздух, но моряки сумели потушить огонь.
Бой продолжался. Разлетались осколки снарядов, слышался скрежет металла, всюду зияли дыры, палубу разворотило. "Аврора" получила пробоины в правом борту, вода хлынула в угольные ямы. Крейсер завалился вправо, тогда матросы затопили угольные ямы левого борта и вернули кораблю равновесие.
Но тут перебило кабель электрического управления рулём, и "Аврора" потеряла ход. Случилось самое страшное: неподвижный крейсер стал идеальной мишенью для врага. Электрик-минёр Андрей Подлесный под огнем сумел быстро починить кабель. За этот подвиг, спасший корабль от верной гибели, Подлесного наградили Георгиевским крестом.
А вот спасти командира "Авроры" не удалось. Капитан 1-го ранга Евгений Егорьев получил смертельное ранение в голову, вследствие разорвавшегося снаряда. Какое-то время он был еще жив. Капитан умер на руках матроса Андрея Подлесного, когда тот переносил его в каюту. Егорьева похоронили у побережья острова Лусон 21 мая 1905 г. согласно морскому обычаю. Командование крейсера взял на себя старший офицер Аркадий Небольсин, сам уже дважды раненный, но не покинувший своего поста. И моряки - изувеченные, контуженые-тоже продолжали сражаться. Даже из лазарета они возвращались в строй.
И самое главное -над крейсером продолжал реять Андреевский флаг. Японцы сбивали его шесть раз. Авроровцы поднимали его обратно. Когда флаг упал в седьмой раз, боцман гвоздями прибил его к мачте. Это означало только одно: "Аврора" не сдается и продолжает бой.
Такого разгрома, как в сражении при Цусиме, царский флот еще не знал. Почему так вышло? Японских кораблей оказалось намного больше русских. Они были сильнее, двигались быстрее, стреляли мощнее. Русские моряки бились геройски, но командование допустило массу ошибок. Так что поражение стало полным. Часть русской эскадры погибла в бою, часть сдалась японцам.
"Авроре" и еще нескольким кораблям удалось уйти от противника израненными, но непобежденными. Им было приказано следовать к Филиппинским островам, в порт Манила, и больше в боевых действиях не участвовать.
Крейсер вернулся домой. После ремонта он продолжил службу. Побывал в Атлантическом океане, ходил в плавания по Балтике. И стал учебным королем кораблем, на нем проходили практику юные моряки.
В 1910 году "Аврора", находясь в Средиземном море, сделала остановку в итальянском городе Мессина. Местные власти пригласили авроровцев, чтобы вручить им золотую медаль. Дело в том, что за два года до этого Мессину разрушило страшное землетрясение. А неподалеку военных учения находилось несколько кораблей Балтийской эскадры. Русские моряки первыми бросились на помощь мессинцам и выкопали из-под завалов больше двух тысяч человек. Местные житель прозвали своих спасителей "ангелами, пришедшими с моря" и никогда не забывали об их подвиге.
Когда "Аврора" пришвартовалась, её осыпали цветами. Еще бы, ведь корабль привез тех, кто два года назад спасал мессинцев. В том числе матроса, потерявшего тогда ноги. Горожане подняли его на руки и понесли по улицам. Матрос от волнения не мог произнести ни слова, только плакал. А потом на "Аврору" пришла делегация, и капитану от имени Италии вручили медаль.
Удивительно, но до отплытия авроровцы успели совершить еще один подвиг. Ночью в городе вспыхнул пожар. Моряки примчались и начали тушить огонь даже раньше, чем пожарные.
Крейсер покидал Мессину, увозя на борту подарки: множество фруктов и шелковое полотнище, на котором итальянцы вышили: "Вам, великодушным сынам благородной земли, героизм которых войдет в историю!" Слова, оказались пророческими.
В 1914 году началась Первая мировая война. На сей раз "Авроре" не пришлось участвовать в больших сражениях. Крейсер патрулировал Балтийское море. Корабль мог подорваться на мине, его могли обстрелять немецкие линкоры, могла погубить вражеская подводная лодка. Но ничего страшного не случилось. И ничего героического в Первую мировую крейсер не совершил. Он просто честно служил Отчизне.
В историю "Аврора" вошла и как крейсер революции. По легенде, именно из его орудия был дан выстрел-сигнал к взятию Зимнего дворца.
Утихли революционной бури, отгремела Гражданская война, и "Аврора" снова стала учебным кораблем, как тогда говорили, плавучей партой. Шли годы, механизмы крейсера изнашивались. Срок службы таких кораблей- 25 лет, а в канун Великой Отечественной войны "Авроре" исполнилось уже 40. Её хотели списать из флота, но не успели. На Советский Союз напала фашистская Германия, и крейсер снова встал в строй.
Для морских сражений "Аврора" была уже слишком стара. Но её моряки и орудия защищали Ленинград. Часть пушек с крейсера переехали на другие корабли, другая часть обороняла подступ к городу. На Дудергофских высотах сражалась артиллерийская батарея "А". Буква "А" означала "Аврора".
А что же сам крейсер? Он стоял в гавани и тоже воевал. Восемнадцать человек команды обстреливали вражеские самолеты из двух зениток. Прекрасно зная, что это за корабль, немецкие летчики бомбили "Аврору" с особым усердием. Она получила много пробоин и села на дно. Но потопить её враги так и не смогли.
Помните ветерана Цусимского сражения Андрея Подлесного? Старый моряк во время войны спасал жителей блокадного Ленинграда. В 65 лет герой Цусимы пошел работать на судовую верфь. Её создали в поселке Сясьстрой для строительства деревянных барж. Ведь после зимы ледовая Дорога Жизни через Ладожское озеро, по которой в Ленинград привозили продукты, растаяла. Её должны были заменить баржи. Подлесный так наладил работу, что первые три судна построили всего за месяц. Дорога Жизни продолжала действовать, а Подлесного наградили медалью "За оборону Ленинграда". Андрей Павлович прожил почти сто лет! Побывал на Авроре, когда она уже стала музеем. Посмотреть на героя дореволюционной эпохи, тогда сбежала вся команда. Старый авроровец подарил музею в свою матросскую бескозырку и Георгиевский крест.
Стране был дорог старый, заслуженный крейсер. И "Аврору" решили сделать корабле- памятником, а еще учебной базой Нахимовского военного-морского училища. Только сначала нужно было подлечить крейсер от ран, нанесенных войной. Правда ремонт пришлось прервать по уважительной причине: "Аврору" пригласили сниматься в кино.
Ей предстояло перевоплотиться в крейсер "Варяг", погибший в Русско-японской войне. "Варяг" был четырёхтрубным, так что на "Авроре" поставили четвертую ложную трубу, установили несколько орудий, построили командирский балкон. А экипаж крейсера стал на киноэкипажем- вся команда снималась в фильме. Когда он вышел, многие зрители даже не поняли, что "Варяг" не настоящий: очень уж хорошей актрисой оказалась "Аврора",
Крейсер снялся еще в нескольких картинах, сыграл в них с самого себя. А в мультфильме "Аврора" впервые прозвучала песня, которую знали все дети Советского Союза: "что тебе снится крейсер Аврора..."
Сегодня "Аврора" входит в состав Военно-морского флота и имеет статус боевого корабля. А раз так, на нём несёт службу военный экипаж. Но "Аврора" еще и крейсер-музей. Сотни экспонатов выставлены в его залах- фотографии, дневники, награды, вещи моряков. Гости "Авроры" осматривают орудия верхней палубы, мостики и рубки, спускаются в машинное и котельное отделения.
А в одном из залов висит удивительный портрет. Это фотография командира крейсера Евгения Егорьева, погибшего при Цусиме. Снимок подарил экипаж "Авроры", когда корабль вернулся с Русско-японской войны. Раму для фотографии матросы сделали сами из обгоревших досок палубы и обшивки крейсера, пробитый снарядом. Когда смотришь на этот потрет, кажется, что "Аврора" продолжает нести службу под присмотром своего старого капитана.
Аврора самый знаменитый крейсер русского флота и один из самых старинных в мире. В мире сохранилось всего два корабля ветерана Русско-японской войны, да и дошедших до наших дней.
Дина Арсеньева
Создано / Изменено: 15 ноября 2022 / 9 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: