Эрмитаж-один из самых больших музеев в мире. Здесь столько удивительного, что если осматривать каждый экспонат хотя бы по одной минуте, придется потратить на это чуть ли не десять лет. А чтобы обойти все залы, комнаты и коридоры музея, нужно проделать путь длиной в двадцать километров. Три миллиона предметов хранится в Эрмитаже, и у каждого своя история.
Эрмитаж состоит из нескольких зданий. В одном из них, Зимнем дворце с зелёными фасадами и белыми колоннами, раньше жили русские цари. Отсюда они управляли огромной Российской империей. И большинство сокровищ, которые мы видим сейчас, приходя в Эрмитаж,- картины, скульптуры и другие прекрасные предметы - когда-то украшали царский дом.
Дворец называется Зимним, потому что царская семья жила в нём зимой. Самый первый Зимний дворец- скромный деревянный домик- построили для Петра Первого. Но когда страной начала править его дочь Елизавета, она не захотела жить в таком простом жилище. Новый дворец должен был стать большим и по-настоящему роскошным. Строить его поручили самому знаменитому в России архитектору того времени Бартоломео Растрелли.
Растрелли решил строить в самом модном в то время стиле- барокко, что значит «причудливый, своенравный». Как же здание может быть своенравным? А вы посмотрите на дворец. Его стены украшены завитками, и кажется, что они движутся, колеблются, живут… Фасады дворца украшают почти четыре сотни колонн, рельефы с головами воинов, львиными масками, с амурами, играющими оружием. На крыше живут 90 фигур греческих и римских богов и богинь, высеченных из камня, и стоят гигантские вазы. Фасад, обращенный к Неве, украшен фронтоном со скульптурными изображениями римского бога Нептуна и его жены Амфитриты.
Восемь лет в любую погоду шло строительство. По Неве тянулись баржи с кирпичами и песком. А вокруг дворца всё пространство занимали шалаши, где жили рабочие. Четыре тысячи мастеров трудились на стройке. Но разве это много, если во дворце должно было быть четыреста шестьдесят комнат?
Елизавета Петровна умерла раньше, чем стройка закончилась. Трон перешёл к Петру Третьему. Новый царь никак не мог отпраздновать новоселье, потому что вся громадная площадь перед дворцом тонула в строительном мусоре. И тогда жителям Петербурга предложили прийти и бесплатно взять, что кому нравится. Народ хлынул на площадь. За один день разобрали всё до последней щепки. Довольны были все: горожане-что получили брёвна и доски, а власти-что на уборку площади они не потратили ни копейки.
Всерьёз занялась дворцом следующая императрица Екатерина Вторая. Богато украшенное здание, возведенное Растрелли, ей не нравилось- в это время в моду вошли простота и строгость. Но разрушать его Екатерина, конечно, не собиралась. Она наняла других архитекторов и велела им построить рядом с Зимним дворцом ещё одно здание, соединив их галереями. Екатерина так полюбила этот новый корпус, что проводила в нём всё свободное время. Она устроила себе там место для отдыха, которое получило название «эрмитаж», по-французски это слово означает «уединённый уголок». Там императрица отдыхала от государственных дел и принимала гостей. В восемнадцатом веке многие европейские аристократы создавали такие эрмитажи в своих парках и дворцах, специально для того чтобы было где посидеть в одиночестве или собрать компанию близких друзей. В общем это было модной затеей, а Екатерина не хотела отставать от Европы.
Именно благодаря Екатерине Второй в Зимнем дворце появился музей. Началось с того, что она приобрела за границей первую коллекцию картин. 225 полотен украсили эрмитаж. Императрица так увлеклась, что быстро собрала целую картинную галерею. денег Екатерина не жалела и тратила их с царским размахом. Её посланники ездили по Европе, покупая произведения искусства у любителей прекрасного или прямо в мастерских у знаменитых художников. И не только картины собирала она- скульптуры, драгоценности, редкие книги. Царская коллекция всё росла и росла. В небольшом эрмитаже ей уже не хватало места. Пришлось строить для сокровищ отдельное здание. Так у Зимнего дворца появился ещё один корпус. А потом еще один-специально для театральных представлений, которые императрица любила очень. И все здания для удобства соединялись проходами-галереями, чтобы из одного в другое можно было попасть, не выходя на улицу.
Зимний дворец Екатерины простоял до 1837 года, когда при императоре Николае Первом случился страшный пожар. Из-за маленькой печной искорки разгорелось такое пламя, что потушить не могли три дня. Огонь вырывался из окон и фонтанами уходил в небо. Любопытные горожане часами стояли на морозе, глядя на погибающий дворец.
А в это время пожарные и солдаты спасали, что могли. Мебель, картины, статуи, посуда, одежда-всё это богатство было разбросано по дворцовой площади прямо на снегу. И вот что интересно: охрану никто не выставлял, но ни одна вещь не пропала, даже самая маленькая безделушка. Все сокровища вернулись обратно во дворец после того, как его восстановили. На ремонт ушло 2 года. Внутри всё перестроили, а внешний вид почти не изменился. Только каменные статуи на крыше заменили медными, а стены перекрасили. Вообще за 250 лет своего существования дворец восемь раз менял окраску. Был желтым, красным, серым.. Зеленым. как сейчас, он стал только в середине прошлого века.
Император Николай Первый не только восстановил дворец после пожара, но и пристроил к нему ещё одно здание. Специально для того, чтобы открыть в нем музей для публики. Это произошло в середине 19 века. Наконец-то люди смогли увидеть то, чем любовались цари и их гости. Но в музей пускали только по пригласительным билетам, а их было очень мало. Посетителей в простой одежде могли совсем не пропустить…Требовалось прийти во фраке, либо в военном мундире, либо в придворном платье. А откуда простому человеку взять дорогую одежду?
Шло время, и всё больше людей мечтали посмотреть на сокровища Эрмитажа. Царь пошел навстречу своим подданным, и вот в один прекрасный день на входе появилась табличка с расписанием. Теперь музей работал всю неделю по два часа после обеда. А до обеда вход был открыт только для императора, который каждый день осматривал залы.
Цари по разному относились к своему дворцу. Для Николая Первого он был настоящим домом, а Александру Третьему казался слишком торжественным и неуютным. Но в любом случае Зимний дворец считался официальной императорской резиденцией-главным местом жительства царей.
Когда в 1917 году произошла Октябрьская революция, Зимний дворец тоже превратили в музей и стали называть все здания Эрмитажем. В те годы в нашей стране происходили страшные события: нашествие иностранных войск, гражданская война, голод. Людям было не до искусства. Служители Эрмитажа делали всё для того, чтобы музей работал. Но молодому государству были нужны деньги, и тогда правительство решило продать за границу 48 полотен великих художников. Сейчас эти картины висят в лучших музеях Европы и Америки и вряд ли когда-нибудь вернутся в родные стены.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, Эрмитаж стал готовиться к эвакуации: ящики с экспонатами грузили в вагоны, чтобы отправить по железной дороге в безопасное место. Два эшелона с драгоценным грузом уехали на Урал, а третий не успели вывезти из города - Ленинград окружили враги. Во время блокады Ленинграда, продолжавшейся почти 900 дней, музей охраняли сами сотрудники. Слабые от голода люди дежурили на крышах во время бомбежек, тушили зажигательные бомбы. После обстрелов убирали из помещений осколки стекла и битого кирпича.
В залах ничего не было, только по промерзшим стенам висели пустые рамы от картин, но музей продолжал существовать. В большом бомбоубежище Эрмитажа жили научные сотрудники. Они писали свои труды, переводили стихи, расписывали фарфор и даже праздновали дни рождения великих поэтов. А в знаменитом Висячем саду разбили огород и выращивали на грядках морковь и картошку. За годы блокады в Эрмитаж попало 30 снарядов.
В стенах музея сияли дыры, упали хрустальные люстры, разбились зеркальные окна. Один из подъездов до сих пор украшают- пять метров в высоту- огромные скульптуры атлантов. Во время бомбёжки в одного из них попали осколки снаряда. И следы этих ран не стали заделывать- они остались как память о войне.
Как только закончилась блокада, музей стали восстанавливать. А через семь месяцев после войны, когда из эвакуации вернулись экспонаты, он распахнул свои двери для публики. Эрмитаж выжил, он стоял среди разрушенных домов, а с его крыши гордо смотрели на непокорённый город статуи: античные боги, великие полководцы и знаменитые герои.
Три миллиона предметов хранится в Эрмитаже, и у каждого интересная история. Приходя в музей, мы будто переносимся в разные страны и эпохи. Глядя на античные скульптуры, понимаем, каким богам поклонялись древние греки и римляне. А старинная одежда, сверкающие драгоценности, хрупкие сервизы и пожелтевшие от времени книги рассказывают нам о том, в каких нарядах ходили в старину люди, чем украшали себя, из какой посуды ели и что любили почитать перед сном. Даже о том, какими деньгами расплачивались за покупки, мы узнаём, рассматривая коллекции монет. Обо всём этом и о многом другом могут рассказать и картины, которых в Эрмитаже очень много. Особая гордость музея- полотна великого голландского художника Рембрандта. Возле его гравюр и портретов всегда целые толпы людей. Особенно всех интересует знаменитая картина «Возвращение блудного сына» … Единственные в России шедевры итальянских художников Рафаэля и Леонардо да Винчи тоже находятся в Эрмитаже. Конечно, Эрмитаж знаменит не только картинами. В нём столько чудес, что глаза разбегаются. И хочется осмотреть всё. Но это почти невозможно. Поэтому нужно увидеть хотя бы самое интересное.
Нельзя пройти мимо часов «Павлин» и не остановиться в изумлении. Ведь это не просто механизм, показывающий время. Это настоящий спектакль, который разыгрывают механические птицы. Часы были сделаны в Англии в известной мастерской Джеймса Кокса. Русский князь Григорий Потёмкин купил их в подарок Екатерине Второй.
Но сюрприз не удался. Часы везли в Петербург в разобранном виде, и по дороге часть деталей потерялась, а часть поломалась. Князь обратился к придворному механику Ивану Кулибину, умоляя его «оживить птичек». Много лет ушло у мастера на то, чтобы привести всё в порядок.
Эти часы прекрасно работают до сих пор. Раз в неделю их заводят, и тогда под звон колокольчиков серебряная сова, сидящая в клетке, вращает глазами, вертит головой и машет лапкой. Потом «просыпается» павлин. Он кланяется, открывает клюв, распускает хвост и делает поворот. После этого громко кричит петух, некоторые, правда, думают, что крик петуха записан на магнитофон, но это не так. внутри птички спрятана трубочка- такая же, как в органе. она издает звук, похожий на крик петуха.
Часы «Павлин» были настоящим чудом техники и ювелирного искусства 18 века. Но и сегодня посетители Эрмитажа восторженно аплодируют птичьему спектаклю… Кстати, сложнее всего найти в этих часах циферблат: мастера спрятали его в шляпке большого гриба.
Налюбовавшись на удивительные часы, нужно непременно подойти к окнам Павильонного зала, в котором они находятся. На уровне второго этажа раскинулся сад! Он так и называется-Висячий. Его высадили по приказу Екатерины Второй прямо на крыше дворцовых конюшен. Инженеры придумали сложное сооружение: насыпали на крышу земли почти в метр высотой, проложили трубы, по которым текла вода. Садовники высади ли на клумбах розы, камелии, яблони, вишни, даже ананасы. В саду летали птицы, бродили важные павлины и журчал фонтан, в котором плавали золотые рыбки.
Императрица очень гордилась свое затеей. Дело в том, что сад со всех сторон укрыт стенами. Поэтому там никогда не бывает ветра, зато при ясной погоде много солнца. Ранней весной во всем городе растения ещё спят, а в Висячем саду они уже распускаются.
Когда русские цари были маленькими, они, как и многие мальчишки, играли в солдатики. А став взрослыми, принимались коллекционировать старинное оружие. В Эрмитаже для него есть отдельный зал- Рыцарский.
Посетители при входе застывают от неожиданности: прямо в зале на конях восседают рыцари. Лица воинов скрыты шлемами, а спины лошадей покрыты броней. Кони, конечно, деревянные, а внутри рыцарских доспехов пустота… глядя на "металлическую одежду", невольно думаешь, что рыцарь в ней почти не мог двигаться. но это только кажется. хотя и доспехи и правда очень тяжёлые и могли весить до тридцати килограммов, делались они из подвижных пластин, поэтому не мешали воинам сражаться и даже бегать.
Будущие рыцари с детства постоянно занимались физическими упражнениями и учились владеть самыми разными видами оружия. Разное оружие-пики, мечи, кинжалы. Шпаги. Мушкеты, ружья-можно увидеть в Рыцарском зале. В Эрмитаже есть особенное место, где находятся только портреты героев. Все они прославились в Отечественную войну 1812 года. Портретов столько, что если внимательно изучать каждый, можно потратить целый день. А зал, где они размещены, так и называется-Военная галерея 1812 года. Во время написания портретов многие герои той войны были ещё живы и сами позировали художникам. Портреты погибших срисованы с их более ранних изображений. Но есть в зале тринадцать пустых рамок, затянутых зелёной тканью. Имена героев сохранились в истории, а вот их изображений так и не нашли.
В день, когда галерея открылась, по ней торжественным маршем прошли генералы, офицеры и солдаты-ветераны военных событий. А на них смотрели со стен знаменитые командиры Кутузов и Барклай-де Толли.
В пожаре, который уничтожил дворец в 1837 году, ни одна из картин не пострадала. Это воины гвардейцы, проявляя чудеса храбрости, спасли их от огня. Так же, как в свое время герои, изображённые на этих портретах, освободили Европу из-под власти французского императора Наполеона Бонапарта.
На первом этаже музея расположен зал, полный тайн. Если кому-то захочется попасть в гости к фараонам, посмотреть на мумии и гробницы-добро пожаловать в зал Древнего Египта! Посетители ходят здесь чуть ли не на цыпочках, хотя никто об этом не просит. Такая уж атмосфера в этом зале. Например, там спит вечным сном древнеегипетский жрец. Его звали Па-ди –ист, и жил он три тысячи лет назад. Древние египтяне верили в загробную жизнь, поэтому сохранили тело жреца, сделав из него мумию. Она такая хрупкая, что её может погубить даже вспышка фотоаппарата или лёгкий поток воздуха. Поэтому мумия закрыта специальным стеклом.
В древние времена, когда умирал богатый египтянин, в его могилу укладывали маленькие раскрашенные статуэтки. Они изображали слуг, которые должны были исполнять желания хозяина в загробной жизни. В музее эти статуэтки можно увидеть своими глазами. А ещё в витринах находятся предметы, которыми древние египтяне украшали себя и свои жилища. Например, фигурки животных, вырезанные из камня. Или ожерелья и браслеты, сделанные из стекла-просто удивительно, как они не разбились за много тысяч лет. А вот зеркало, которое хранится в этом зале, разбиться не могло. Ведь оно бронзовое, то есть сделано из металла. Правда, сегодня в зеркале ничего не увидишь, так как от времени оно совершенно потускнело.
История Древнего Египта всегда интересовала русских учёных. Чтобы собрать коллекцию, которой восхищаются посетители Эрмитажа, исследователи ездили на раскопки. Многое из того, что они находили в земле, оказывалось разбитым и испорченным, но если попадалось что-то целое- это был настоящий праздник. Вещь тут же покупали у правительства Египта и отправляли в музей. Так в Эрмитаж попала статуя богини с головой льва Мут-Сохмет из храма древнего города Фивы.
Эрмитаж хранит не только историю искусства, но и историю техники. О ней рассказывают орудия труда древнего человека, станки времен Петра Первого, старинные кареты. Да и сам Зимний дворец, как царская резиденция, всегда был местом, где технические новинки появлялись в первую очередь. Среди таких нововведений- подъёмное кресло Екатерины Второй, которое изобрел механик Кулибин. Сидя в нём, императрица попадала с этажа на этаж. А в первой половине 19 века во дворце установили настоящие лифты.
Зимний дворец стал первым местом в Санкт-Петербурге, где появились водопровод и канализация. Специальная паровая машина поднимала воду в накопители, которые установили на чердаке. А уже оттуда она по трубам шла вниз.
В Эрмитаже впервые было применено и новое отопление. Оно называлось "огневоздушное". печи для него состояли из двух частей: топки и воздушной камеры. Воздух с улицы попадал в камеру, нагревался от раскаленных стен топки и по специальным каналам, проложенным в стенах, поднимался в помещениях дворца для обогрева. Одна такая печь заменяла тридцать каминов. До этого в огромных залах иногда стояла такая стужа, что приходилось отменять балы.
Все самые современные технические новинки немедленно использовались в Зимнем дворце. Телеграф, телефон, электрическое освещение, тёплый гараж для машин с мойкой и бензоколонкой… Конечно, многое из этого оборудования не сохранилось. Но старинные рисунки и чертежи расскажут нам эту часть истории Эрмитажа.
В Эрмитаже работают не только люди, но и … коты. Да-да, самые обыкновенные коты несут службу в Зимнем дворце вот уже два с половиной века. Первый зверь появился ещё при Петре Первом. Царь привёз его из Голландии. С тех пор во дворце всегда жили усатые красавцы. Екатерина Вторая, которую очень раздражали мыши, даже придумала котам должность-«охранники картинных галерей». Котов в Эрмитаже до сих пор любят и заботятся о них. Называют ласково-Эрмики. И каждую весну в музее проводится специальный праздник-день эрмитажного кота. Посетителей пускают в подвалы, где обитают эрмики. Устраивают выставки рисунков, игры, конкурсы. Обычно в музее живут 70 котов. Но когда зверьков становится больше, их отдают в добрые руки. И тот, кто возьмёт домой эрмика, получает право ходить в Эрмитаж бесплатно.
Во дворце множество блестящих парадных залов. Там есть Малахитовый зал отделанный уральским зелёным малахитом, где придворные ожидали выхода царя, и белый мраморный Георгиевский зал, где проходили балы, а ещё целых два тронных зала.
Сегодня в этот музей может прийти любой человек. В залах всегда море людей, всюду слышны голоса, экскурсоводы водят туристов из всех стран мира, здесь же идут занятия для школьников. По старинным полам музея каждый день проходит десять тысяч человек. Вот бы удивилась Екатерина Вторая, если бы увидела, во что превратился её эрмитаж- «Уединёный уголок», в котором теперь никогда не бывает пусто!
Автор: Дина Арсеньева
Создано / Изменено: 21 сентября 2022 / 9 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: