Исаакиевский собор- самый большой православный храм Санкт-Петербурга. Он царит исторической частью город, гордо возвышаясь над всеми домами и широкой рекой Невой. Его золотой купол виден даже с кораблей, идущих с Финского залива. Купол словно сразу указывает гостям- здесь центр великого города. Здесь Зимний дворец, и Адмиралтейство, и площади с великолепными памятниками, и множество других замечательных зданий.
Собору легко возвышаться над окружением, ведь его высота более ста метров, а все здания кругом в четыре с лишним раза ниже. В то время домам не разрешалось быть выше резиденции русских царей- Зимнего дворца,
Собор не сразу стал таким большим. Сначала на этом месте в 1707 году поставили маленькую деревянную церковь для рабочих Адмиралтейской верфи, строивших корабли для русского флота. Осветили её в честь преподобного Исаакия Далматского, потому что Петр Первый, основатель Санкт- Петербурга родился в день памяти этого святого.
Потом церковь перестроили в камне, но она дважды горела от удара молнии и её решили снести. Взамен, немного дальше от реки, построили большой, но приземистый и невыразительный собор, который не радовал глаз. Император Александр Первый справедливо решил, что в таком виде собор не украшает центр города, что в нем нет ни красоты, ни торжественности. Он потребовал перестроить Исаакиевский собор,
Для строительства, к удивлению всех, царь выбрал, проект Огюста Монферрана, молодого француза, который незадолго до этого приехал в Россию. Ни об одном из архитекторов не было в ту только разных мнений. Все знали, что Монферран сражался в армии Наполеона Бонапарта, который воевал против России. Однако в 1814 году, когда русские войска разгромили Наполеона и вошли в Париж, Монферран тут же поспешил записаться на прием к русскому императору.
Архитектор преподнёс Александру папку со своими проектами, посвященными победителю. Проектов было восемь: фонтан с фигурой Александра, конная статуя русского царя, триумфальная арка с надписью в честь русских воинов и другие. Императору проекты понравились, и он любезно пригласил архитектора в Россию. Так предприимчивый Француз оказался строителем самого большого храма Российской империи.
Новый Исаакиевский собор строили двадцать лет, и потом еще столько же отделывали и украшали. Строить было очень трудно. Слабый болотистый грунт требовалось укрепить, чтобы чтобы фундамент, на котором стоят стены, не треснул и не перекосился, Для этого вдоль будущих стен выкапывали длинные и глубокие ямы-траншеи и в их дно забивали сваи брёвна из сосновых стволов длинной шесть по метров. Брёвна предварительно смолили, чтобы дерево не гнило во влажной земле. Сваи ставили часто, на расстоянии, равном толщине ствола и забивали тяжелый чугунной "бабой". Поднимали "бабу" при помощи особого механизма-вОрота, который вращала лошадь, по каждой свае ударяли десять раз. Так что фундамент здания покоится на прочных сваях, коих насчитывается аж 10762 штуки.
Собор строили очень прочным, стены делали толщиной от двух с половиной до пяти метров и сразу облицовывали мрамором. Затем наверху вокруг барабана (так называется основание купола) установили 24 колонны. Вверх их поднимали по наклонным настилам на специальных тележках. Купол собора Монферран решил сделать не кирпичным, а металлическим, с каркасом из чугунных ребер-стропил. Это тоже было новшеством. Купол-сложный, и тот, который мы видим снаружи, скрывает внутри еще два купола. Нижний имеет форму половины шара с внутренней стороны храма. Он от штукатурит и расписан. Над ним поднимается средний купол в форме конуса. Он держит наверху световой фонарик и крест, и на его ребра опираются легкие конструкции верхнего, наружного купола, покрытого золоченой медью.
И вот, наконец, в 1858 году собор был завершен!
Внутри собор высокий, просторный и красивый. Он может вместить двенадцать тысяч человек. Стены отделаны мрамором разных цветов, все карнизы, детали и скульптуры сверкают золотом. Здесь работали самые лучшие скульпторы и художники. На украшение собора пошло 360 килограмм золота. "Внутреннее украшение должно быть великолепно, благородных и богато",- говорил Монферран.
Самое богатое убранство- у главного иконостаса. Колонны здесь облицованный зеленым уральским малахитом, а малые колонны у центральных Царских врат (врата ведущие в алтарь)-драгоценным синим лазуритом.
Исаакиевский собор возвышается в центре Санкт-Петербурга уже почти 160 лет. Жизнь его была сложной и трудной. В 1917 году новые власти объявили, что Бога нет и что религия вредна народу. Поэтому собор стал музеем. Здесь появились экспонаты, демонстрирующие превосходство науки над религии. Некоторые из них были очень занимательными. Например, долгое время под куполом висел металлический шар с иглою внизу-маятник Фуко, который показывает, что наша Земля вращается. Маятник качается, игла на песке внизу оставляет след. Этот след постепенно отклоняется в сторону, противоположную вращению Земли, проходит целый круг и начинает сначала. Если бы вращения не было, маятник всё время чертил бы прямую линию на одном месте,
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов враг безжалостно обстреливал город из пушек. Золотой купол собора был хорошим ориентиром для неприятельской артиллерии, поэтому для маскировки его закрасили темно-серой краской. Но при обстрелах всё-таки пробило крышу, пострадали колонны. И до сих пор можно видеть эти военные раны на блестящих стволах колонн.
В начале войны часть ценностей и собора вывезли, но зато привезли множество ящиков с ценностями из музеев и захваченных врагов городов-Пушкина, Петергофа, Павловска, Гатчины. Сотрудники музея, замерзающие и голодные, всю войну спасали эти вещи от плесени и разрушения. Они совершили настоящий подвиг, сохранив эту красоту для следующих поколений.
В настоящее время Исаакиевский собор работает и как музей, и как храм, там вновь проходят церковные службы. Снова сияет позолотой огромный купол. Сегодня жители Санкт- Петербурга и других городов, посещающие город на Неве, а также иностранные гости нашей Северной столицы любуются его красотой. И очень благодарны Монферрану, всем архитекторам и инженерам, мастерам и рабочим, скульпторам и живописцам, создавшим это чудо Исаакиевский собор.
Автор: Римма Алдонина
Создано / Изменено: 15 ноября 2022 / 11 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: