Тысячи людей со всего света приезжают каждый день в Санкт- Петербург, чтобы полюбоваться его красотой. И обязательно приходят погулять в Летний сад, расположенный в центре года города неподалеку от Невского проспекта.
И хотя в Петербурге много садов и парков, Летний сад занимает среди них особенное место. Ведь это самый первый сад на берегах Невы. Он был заложен по указу Петра Первого всего через год после начала работы по устройству новой столицы. Можно сказать, что история Петербурга оставила свой след на дорожках сада. Здесь располагается Летний дворец Петра, где он жил с семьей в последние годы царствования. Здесь впервые в России появились мраморные скульптуры. И именно здесь были выращены первые русские помидоры, картофель, клубника.
Петр называл свой любимый город "парадИзом", то есть раем, хотя в первые десятилетия своей жизни он не то, что на рай, но и на город не очень-то был похож, а скорее напоминал грандиозную стройку. По замыслу царя, Санкт- Петербург должен был превзойти по красоте все города российской державы и стать вровень с европейскими столицами. Поэтому там обязательно должен был появиться сад, похожий на райский.
В те годы совсем рядом с Петербургом, проходили сражения со шведами, на государь твердо верил в победу русского оружия и возводил прекрасные здания в новой столице. Он и свой Летний дворец приказал построить почти у входа в сад лично наблюдал за садовыми работами.
Летний сад получил свое имя потому, что первоначально здесь выращивали только "лЕтники"- растения, которые каждый год надо было сажать заново. Но очень скоро по специальному царскому указу в Петербург повезли из Европы невиданные до сих пор в этих краях многолетние растения: тюльпаны, лилии, апельсиновые и лимонные деревья. Петр хотел, чтобы Летний сад напоминал сады Версаля, загородной резиденции французских королей, которые когда-то произвели на молодого русского царя сильное впечатление.
Для этого в Россию пригласили Жана-Батиста-ЛеблОна одного из ведущих садоводов того времени. Он руководил прибывшими из Голландии и Франции садовниками, которые старательно обрезали ножницами кроны деревьев, придавая им причудливые формы шара, пирамиды, куба. Они специально сажали дубы, чтобы их корнями укреплялась болотистая земля. Получился выстроенный по четкому плану так называемый регулярный парк. Кстати, на аллее, что ведет от Летнего дворца Петра до реки Фонтанки в глубину сада, и сегодня можно увидеть один из тех стородавних дубов. Рядом с ним даже табличка установлена: "Дуб петровского времени".
В июне 1709 года по случаю победы над шведами Пётр лично встречал гостей у калитки Летнего сада в зелёном мундире Преображенского полка. В его шляпе красовалась большая дырка, но государь не велел её зашивать-оставил на память о вражеской пуле, которая чудом не ранила его во время Полтавской битвы. Во время празднования в небо взлетали огненные ракеты фейерверков. причудливо освещая мраморные статуи. Волны плескались о новую деревянную пристань, а дамы под руку с кавалерами осторожно ступали из лодок на берег, подобрав пышные подолы платьев....
Если посмотреть на Летний сад сверху, он покажется начерченным по линейке. Его пересекают удивительно прямые и ровные аллеи и дорожки. Сад разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. У каждого дерева, каждого куста и цветка было строго определенное место. В регулярном саду подстригали не только деревья, но и траву, и даже кусты. Аккуратно подстриженные растения называются "шпалЕрами". Они выполняли роль живой изгороди -"Боскета", за которой располагалась квадратная площадка. Внутри каждого боскета в петровскую эпоху был спрятан какой-нибудь сюрприз. Например, фонтан, изображавший морского бога Нептуна, мчавшегося сквозь звенящие струи воды на золотой колеснице. Или статуи из белоснежного мрамора, привезенные из Италии. Кстати, фонтаны Летнего сада были самыми первыми в России, а знаменитые петергофские фонтаны появились гораздо позже.
Для достижения еще большего сходства с райским садом устроили в Летнем саду и зверинец- Зверовой двор, одним из первых обитателей которого был слон, подарок персидского шаха. А его соседями оказались огромный дикобраз, синяя лисица, орлы, журавли и дикие гуси, которые позволяли кормить себя с рук.
Но статуями в Летнем саду государь Петр Алексеевич гордился даже больше , чем слоном, фонтанами и редкостными голландскими тюльпанами. В начале 18 века все дворцы в Европе были украшены изображениями древнегреческих и римских богов и героев. Образованные европейцы очень интересовались древностями. И Петр задумал украсить свой сад статуями-для просвещения своих подданных, которых мечтал перевоспитать. Он хотел, чтобы придворные, прогуливаясь по тенистым дорожкам, изучали античную историю и мифологию. Когда статуи были расставлены по саду, получилась самая настоящая античная энциклопедия в камне. Изображения Цереры, Дианы, Аполлона, Минервы, Амура и Психеи помогали выучить имена богов. Портреты римских императоров были замечательными иллюстрациями к истории Древнего мира.
Не всем и не сразу это понравилось. Русскому человеку странно было смотреть на изображения женских и мужских фигур без одежды. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен солдат с ружьем. Разглядывать статуи очень интересно. Вот, например стоящая прямо у главного входа девушка с копьем и в воинском шлеме- Минерва. Так римляне называли греческую богиню войны и мудрости Афину, которой поклонялись, считая, что именно она приносит им воинские победы. У ног богини скульптор изобразил сову-символ мудрости.
В возле Летнего дворца Петра находится скульптурная группа "Мир и победа". она была поставлена в саду в память победы над шведами. Девушка с факелом, ангел с якорем и пальмовой ветвью, орел, лев, пушка-ничего с первого взгляда не ясно. Но понятия "война" и "победа" переданы в камне через изображения разных символов (условные обозначения какого либо понятия или явления). Искусствоведы считают такие изображения-аллегориями.
Люди 18 столетия любили аллегории и умели их читать, как книгу. Лев в этой скульптурной группе обозначает Швецию, а орел-Россию, поскольку именно эти животные изображены на гербах этих стран. Орел топчет льва и опирается на якорь-это значит, что в войне Россия одолела Швецию и получила выход к Балтийскому морю, на берегу которого стоит Санкт-Петербург. Якорь придерживает ангел, давая понять, что Россия победила в этой войне с Божьей помощью. Пальмовая ветвь тоже не случайно, так как в древности полководца-победителя встречали именно с пальмовыми ветвями. А опущенный факел в руках девушки означает скорбь по погибшим русским воинам.
Кстати, шведы больше не решались затевать долгие воины с Россией. А в середине 19 века шведский король в знак вечной дружбы подарил российскому императору Николю Первому огромную вазу из розового гранита.Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам. В царствование дочери Петра императрицы Елизаветы он перестал быть только царским садом, вход стал доступен только для знатной публики. Специальным указом в мае 1756 года, государыня позволила прогуливаться по саду "прилично одетой публике" по четвергам и воскресеньям. При Екатерине Второй сюда приводили на прогулку воспитанниц Смольного института благородных девиц. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и Александр Пушкин, он жил неподалеку, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер. А вот что он написал жене:" Летний сад-мой огород. Я, вставши ото сна, иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нём, встаю и пишу. Я в нем дома."
Очень любил летний сад и знаменитый русский баснописец Иван Андреевич Крылов. После его смерти благодарные читатели поставили ему памятник именно там. Окруженный бронзовыми героями своих басен Крылов сидит на скамейке и читает, словно никуда и не уходил. рядом всегда много детей, которые с удовольствием разглядывают памятник.
В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть. Именно в этом саду 4 апреля 1866 года во время утренней прогулки императора Александра Второго был произведен выстрел из пистолета студентов Каракозовым, террористом-революционером, который хотел убить царя.
Санкт-Петербург построен на берегу Балтийского моря и часто страдал от его северного характера ( в 2011 году на входе в город с моря, со стороны Финского залива, появилось сложное гидротехническое сооружение-дамба, которая теперь защищает Петербург от наводнения). Весной и осенью море бушевало из-за непогоды, и вода в Неве выходила из берегов, затопляя город. Летний сад многократно оказывался под водой. Страшное наводнение 1777 года перемешало с грязью и поломало садовые деревья. Наводнение 1824 года тоже было таким сильным. Об этом наводнении рассказал А.С. Пушкин в поэму "Медный всадник" через несколько лет. А ровно через сто лет спустя, в 1924 году, поэтесса Анна Ахматова была свидетелем очередного наводнения. Разбушевавшаяся вода настолько изуродовала сад, что целых десять лет после этого он был совсем заброшен и открылся снова только незадолго до Великой Отечественной войны. Об этом она написала такие строки:
Я к розам хочу, в тот единственный сад,
Где лучшая в мире стоит из оград,
Где статуи помнят меня молодой,
А я их под невскою помню водой...
Петербуржцы знают, что их город стоит на нескольких островах, которые соединены друг с другом изящными и прочными мостами. Так вот. Летний сад-тоже остров. С одной стороны его омывает река- Мойка, с другой-Фонтанка, с третьей- Нева, с четвертой узенькая Лебяжья канавка. Кстати, Фонтанка получила такое название именно потому, что отсюда с помощью специальных паровых насосов, присланных из Англии по повелению Петра, подавали в Летний сад воду для многочисленных фонтанов. До этого она была просто Безымянным Ериком.
Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж. Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей. Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов.
Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия. Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев.В парковой зоне сада в 18-19 веках находилось множество архитектурных строений. Прежде всего, это, конечно же, Летний дворец Петра Первого, который был сооружен при жизни царя для проживания в нем в летний период, чтобы Петр мог лично наблюдать за созданием Летнего сада. Здесь Петр находился в домашней обстановке и был вполне счастлив. Этот дворец, чудом дошедший до нашего времени, очень интересно посетить. Ведь одно из немногих сохранившихся почти в неприкосновенности мест, пропитанных аурой Царя-реформатора.
Главный вход в Летний сад находится со стороны Невы, с Дворцовой набережной, застроенной великолепными старинными особняками. Один из них-Зимний дворец русских государей, где располагается знаменитый на весь мир Эрмитаж, крупнейший музей искусств в нашей стране.
Парадный вход с набережной украшают узорчатые кованные ворота и знаменитая ограда. Построена ограда в Летнем саду была по указу Екатерины II в 1770-х. Ограда Летнего сада поистине стала символом города стала. Это уникальное сооружение, названное А.Ахматовой лучшим в мире, появилось уже намного позже петровского царствования. Архитекторы Ю.Фельтен и П.Егоров в 70-х годах 18 века создали поистине великолепное архитектурное совершенство из тридцати шести гранитных колонн, украшенных вазами и урнами и соединенных между собой ажурной металлической решеткой с позолоченными орнаментами.
Из поколения в поколение о ней передают легенды, которые очень похожи на правду. Будто бы один состоятельный англичанин отправился на своей яхте в Петербург полюбоваться её красотой и, когда проплывал по Неве мимо решетки Летнего сада, выйдя на палубу и увидев перед собой мерцающие вдали огни, красивейшую решётку сада, сквозь которую виднелись живописные дорожки и изящные скульптуры, он долго стоял в немом изумлении перед открывшейся глазам картиной, а после повелел поднять якорь и, не сходя на берег, плыть домой.
На вопрос капитана, отчего он не хочет спустить трап, путешественник ответил, что ему нет смысла дальше видеть Петербург, так как он не верит, что сможет увидеть нечто более прекрасное, чем сад и его живописная ограда.
Ещё одна легенда гласит, что решётку Летнего сада в 1930-е годы хотели приобрести американцы, предлагая за этот шедевр сотню паровозов, но им это не удалось. Тк паровозов в мире много, а такая удивительная ограда-одна на весь белый свет.
Наконец, третья легенда связана с сокровищем, которое хранит ограда. Говорят, что одно из её звеньев сделано из чистого золота. Только вот какое, определить невозможно.
Почему одна из аллей называется Школьной? Во время Великой Отечественной войны Школьная аллея спасла жизнь многим детям. Осенью 1941 года Летний сад, как и весь город, оказался в кольце врагов. Началась блокада Ленинграда-900 дней голода и бомбежек. Те, кто сумел пережить первую, самую страшную блокадную зиму, остро нуждались в витаминах. И весной 1942 года, едва сошел снег, уцелевшие ученики и учителя близлежащих школ, с трудом удерживая в ослабевших руках лопаты, посадили в Летнем саду лук, морковь и капусту. Так и стала прежняя безымянная аллея Школьной.
Сегодняшний Летний сад намного отличается от петровского детища, он украсился новыми архитектурными сооружениями, памятниками и стал настоящим музеем искусств под открытым небом. Но дух Петра незримо присутствует в нем. Эффект присутствия усиливают Летний императорский дворец, организованные Петром фонтаны и пруды, привезенные при нем скульптуры и прочие сохранившиеся украшения. В Летнем саду хорошо в любое время года. Летом в Аптекарском огороде рядом с Летним дворцовым опять, как при Петре Великом, растут картошка и клубника. А по воскресеньям на Главной аллее военный духовой оркестр играет старинные марши.
Автор: Литвяк Елена Викторовна
Создано / Изменено: 20 сентября 2022 / 9 октября 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: