В любом государстве существует не только главный город столица, но и своя система знаков для записи законов и повеление правителя. Вот почему в конце четвертого тысячелетия до нашей эры в Древнем Египте стали возникать для обучения детей чтению, письму и счету. Своего правителя -фараона - египтяне считали с сыном Бога Солнца Ра, а поэтому все продиктованное им считалось священным. Даже значки для письма, придуманные египтянами, назывались "священными письменами" (иероглифами). Поэтому школы располагались при храмах многочисленных древнеегипетских богов, а учителями в них обычно были служители храма -жрицы или писцы фараона.
Далеко не каждый ребенок в Древнем Египте мог посещать в школу. Только сыновья высокопоставленных вельмож, военачальников и писцов день за днем изучали около семисот египетских иероглифов, похожих на рисунки. Каждый из иероглифов обозначал то целое слово, то один или два звука. Для записи чисел тоже существовали свои знаки: единицы обозначались палочками, десятки- посохом, сотни- свернутыми веревками, тысячи- стеблями тростника. Вот и попробуй записать таким способом 2023 год: два стебля тростника, два посоха и три палочки.
Тот, кто потратил несколько лет на школьное обучение. считался в египетском обществе мудрецом. Древнеегипетская школа обычно занимала две небольшие комнаты с глиняными стенами и земляным полом. Мальчики сидели прямо на полу на плетенных ковриках из тростника, поджав под себя ноги. Уроки продолжались целый день с утра до вечера с большим перерывом на обед, во время которого можно уходить было домой. В первой комнате помощник учителя показывал детям иероглифы, а они хором повторяли за ним слоги и слова, а после выцарапывали их острыми палочками на осколках битых глиняных горшков.
В соседней комнате сам учитель занимался со старшими учениками. Десятилетние мальчики получали свой первый папирус который нужно было точь в точь скопировать. Для самых первых письменных упражнений детям выдавали папирусы со старыми ненужными записями, с которых прежний текст просто смывали мокрой губкой. Мальчики переписывали тексты заостренными тростниковыми палочками макая в углубления чернильниц красного и черного цвета: красны-заголовки, черный-основной текст. Папирус напоминал длинную ленту, склеенную из широких листьев особого тростника, чтобы его легче было хранить его сворачивали в трубочку.
После окончания школы мальчики становились писцами, и ходили в белой одежде, и даже занимали высокие посты. Но пока до окончания школы их ждал кропотливый труд и строгая школьная дисциплина. "Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его..." За малейшую провинность учеников били-считалось, что без наказания нет обучения.
По соседству с Египтом, в Месопотамии по берегам рек Тигр и Евфрат в ту же эпоху жили шумеры. У них тоже были школы очень похожи на египетские, в которых шумерские мальчики также занимались с утра до вечера, учили наизусть все, что рассказывал учитель. С той только разницей, что учились писать не на папирусе, а в глиняных "тетрадках" . В Месопотамии нет густых лесов и очень мало камня, зато глины под ногами сколько угодно. Это были прямоугольные таблички, на которых заостренной палочкой выдавливали знаки шумерской письменности, похожие на треугольнички. Такая письменность именуется "клинопись". Поэтому и сама школа называлась "домом табличек", шумерский школьник "сыном дома табличек", а учитель- "отцом". Обычно глиняная табличка делилась на две части: слева ровным взрослым почерком учитель выводил образцы для письма, а справа вкривь и вкось прыгали ученические "клинышки". Если ученик ошибся при списывании, то достаточно было слегка намочить табличку, чтобы пальцем затереть ошибку, а затем писать снова. Иногда "тетрадь" была так испорчена постоянными исправлениями, что мальчику ничего другого не оставалось, как сказать ее в глиняный шарик, снова расплющить в лепешку- и вот чистая тетрадка готова.
Но по-настоящему школа расцвела в Древней Греции около с двух половиной тысяч лет назад. Именно там появились школьные предметы, хорошо знакомые нам,-литература, математика, история, музыка, пение и физкультура. Даже само слово "школа"-греческое. Как ни странно, но означает оно не что иное, как "отдых". А самое главное -греческая школа была общедоступной. В Афинах государством управляли совместно все взрослые свободные люди (это называется демократия-власть народа). Поэтому все афинские мальчики, сыновья свободных афинских граждан, и состоятельных, и бедных, должны были ходить в школу с 7 до 14 лет, чтобы потом уметь управлять своим городом. Некоторые афинские девочки тоже получали образование, правда, не в школе, а дома.
Чтобы мальчик хорошо занимался и не потерял по дороге письменные принадлежности, к нему был приставлен специальный раб -педагог (в переводе с греческого слово "педагог" означает "сопровождающий ребенка", "детоводитель"). Для письма использовалась простая костяная палочка (она называлась "стилос" или "стиль"), с одного конца острая, с другого-круглая. Писали обычно на небольшой дощечке, размером с ладонь, покрытой с одной стороны воском. Четыре такие восковые дощечки, скрепленные с одного края кожаным ремешком, стали прообразом нашей школьной тетрадки ("тетра" по-гречески означает "четыре"). Острым концом стиля ученик выводил буквы, копируя с образца, а то что не вышло неровно, заглаживал закругленным концом и снова писал, пока не получится красиво.
В школе дети занимались с тремя учителями. Первый назывался грамматистом. Он обучал грамоте, счету и письму, читал с учениками поэмы Гомера и басни Эзопа. Мальчиков обучали обрядовым песням, исполняемым хором или соло, декламировали с ними торжественные гимны. Учил их этому кифарист, прививавший детям навыки игры на струнных инструментах лире или кифаре. С двенадцати лет мальчики начинали заниматься гимнастикой. Руководил этими занятиями педотриб (дословно "тренирующий ребенка"). Для этих занятий по гимнастике и борьбе афинские мальчики приходили в специальное сооружение-палЕстру. На площадке с утоптанным песком они, скинув одежду и намазавшись с ног до головы оливковым маслом, старались повалить друг на друга на спину. Можно себе представить, какими чумазыми они были после такого урока физкультуры! Именно поэтому в каждой палестре был бассейн с прохладной водой, где дети купались после занятий, а заодно и закалялись.
С 16 лет мальчики могли продолжить свое образование в школах риторов и философов.
Самое любимое школьное слово- каникулы - придумали древние римляне. Завоевав две тысячи лет назад греческие Земли, они были так восхищены здешние культурный и языком, что и свои школы стали устраивать по образцу греческих. А традиционный большой перерыв в занятиях на несколько дней получил свое нынешнее название. "Каникула" (собачка)- так римляне называли звезду Сириус в созвездии Большого Пса, которая появляется на небе самое жаркое время года, когда невозможно учиться. Так что каникулы, если перевести буквально,- это дни, когда дети бегают по улице, как собачки не занятые ничем.
Создано / Изменено: 17 октября 2022 / 18 октября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: