В Средние века школы обычно располагались при христианских храмах или монастырях, потому что в это время единственными грамотными людьми были священники и монахи, которые должны были читать, чтобы совершать богослужение. Жизнь такой школы проходила под звон церковного колокола. Может быть, именно поэтому в конце концов и появился звонок на урок. Сначала для этого служил большой колокол, потом маленький колокольчик, а теперь электрический звонок.
У средневековых школьников появились небольшие столы со слегка наклонной столешницей, чтобы удобнее было писать. Подобные были и у монахов - переписчиков книг. Именно такие столы можно считать "предками" школьные парты. Круг предметов школьного обучения был тот же, что в Древней Греции и Риме, но исчезли, к сожалению, гимнастика и борьба. Зато дети очень много пели в церковном хоре.
В Средневековье для письма стали использовать птичьи перья- гусиные, воронье и павлиньи. Они без конца ломались, и перед письмом их приходилось затачивать. Чтобы подготовить птичье перо к работе, край его трубчатого стержня аккуратно обрезали ножиком под определенным углом. Затем надрезали кончик, чтобы при нажиме, он раздваивался, давая толстую линию. Именно благодаря этому в наш язык вошло в словосочетание "перочинный ножик".
Первые чернила делали из дубовых орешков. Заголовки или первые буквы писец писал красной краской или растворённым золотом, которое приготавливали из золотого порошка, смешанного с рыбьим клеем. Книги уже были похожи на те, которые мы пользуемся. В них были страницы под обложкой, только вместо бумаги использовалась особо обработанная кожа - пергамент, поэтому книги были очень редкими и очень дорогими.
Основными учебными книгами были те, которые использовались на богослужении, из-за чего учения тоже воспринималось как священное дело. Ученики брали книгу в руки, только тщательно их вымыв, а те, кто видели книгу впервые, даже целовали ее. Сначала дети одолевали по слогам азбуку, потом читали церковные книги: Часослов, Псалтирь, Апостол и Евангелие, в год по одной книге. А тех, кто ленился или плохо соображал, ждали розги. В некоторых школах родители даже специально сдавали на них деньги в особую кружку. У нас на Руси был такой обычай: когда ученики заканчивали очередную книгу, их матери варили особую сладкую кашу, которую все должны были съесть из одного горшка. Поверх горшка с кашей клали условленную сумму денег, о которой договаривались заранее, и платок. В особый узелок заворачивали угощение – калач и жаркое. Это угощение съедали родители вместе с учителем, а ученикам отдавали кашу. Отсюда и пришло в русский язык слово "однокашники", то есть те, кто вместе учились. А потом на дворе все кидали в пустой горшок ложки и разбивали его, обозначая таким образом конец очередного этапа обучения.
Однажды в старом русском городе Великом Новгороде люди нашли листок с каракулями и очень удивились. На нем какой-то мальчик учился писать буквы и слова. А когда ему надоело, нарисовал на листке человечка, потом какого-то загадочного зверя с острыми ушами, высунутым языком и закрученным хвостом и для верности и подписал "я зверь". Казалось бы, ну и что в этом особенно? Не он один что-нибудь рисовал, когда скучно на уроке. Люди не этому удивились, их сам листок удивил. Он был какой-то желтый, неровный, не в клеточку, не в линеечку, а с коричневыми черточками. Да и вообще не бумажный-это был кусок березовой коры, кусок бересты. "Поклон от Онфима к Даниле" написал мальчик на коре. Да в то время бумагу еще не изобрели, а писали на пергаменте. Её делали из кожи, и она была очень дорогая. На пергаменте только власти города писали разные указы и приказы. А в монастырях особые монахи год за годом записывали на пергаменте важные записи, события, наводнения. приход нового князя и тд. Такие записи называются летописи. Но кусочку этой коры люди тогда обрадовались не меньше чем летописям. Они обнимались, поздравляли друг друга. Всего археологи нашли в Великом Новгороде свыше тысячи берестяных грамот 11-15 веков! Для историков всего мира это было потрясением. Историки сотни лет считали, что простой народ в Древней Руси был неграмотным, что грамоту знали только князья да священники. А тут выяснилось, что население древнего Новгорода было поголовно грамотными и люди переписывались друг с другом.
Если в Новгороде умели читать и писать, значит, все с детства учились в школе? Да при главном храме города работала школа на триста учеников. Учились в них дети с 7 лет.
Однако среди множества берестяных грамот попалось очень мало со школьными упражнениями. На чем же дети учились писать? Археологи ответили и на этот вопрос они нашли небольшие таблички размером с тетрадный лист, у которых середина была углублена, а по краям имелся небольшой бортик. В середину таких дощечек наливался воск и разравнивали его лопаточкой из кости или металла. А когда воск застывал, на нем можно было уже острым концом ручки царапать. Дощечки с воском назывались церы, а палочки-писала. Когда нужно было написать что-нибудь другое, воск опять разравнивали лопаточкой и писали снова. На бересте писать труднее, чем на воске, и в школе это был второй этап обучения. И знаете, как правило, все новгородцы писали без ошибок: ученые нашли, что ошибок в берестяных грамотах очень мало. Грамотеи!
Правда, мы сами не сможем разобрать, что в берестяных грамотах. Их писали на древнерусском языке, и все слова там слиты в одно слово. Тогда не делали разрывов между словами.
Надписи древних лет сохранились не только на бересте. Их можно увидеть на стенах главного храма Великого Новгорода -Собора Святой Софии, особенно в его лестничные башне. В них жители просят Бога о помощи, рассказывают о разных событиях. Мальчик по имени Яким написал на стене: "Якиме стоя усне, а лба о камень не ростепе" То есть "Яким стоя уснул, а лоб об камень не расшиб". И на радостях об этом сообщил.
Грамотный город оставил много летописей. По их количеству Великий Новгород может сравниться только с Москвой, но новгородские летописи старше московских. Первая русская летопись появилась именно в Новгороде, и первая рукописная книга тоже родилась в Новгороде.
Иногда в летописи попадали и легенды. В одной из них есть легенда о чудесном улове, который вытащили городские рыбаки, выловив из реки Волхова бочку с золотом, серебром и разными ценностям. Все были поражены таким чудом. По легенде сокровища принадлежат основателю монастыря Антония Римлянину, приплывшему в Новгород на камне.
Родился Антоний в Риме и был очень богатым. Когда он принял христианскую веру, то по примеру Христа раздал свое имущество нищим. Только некоторые сокровища сложила бочку и бросил в море. Через некоторое время в Риме на православных священников начались гонения, Антоний покинул город и стал жить отшельником на берегу моря. Однажды во время молитвы кусок скалы, на котором он стоял, вдруг откололся и поплыл в море!
Сколько Антоний проплавал на камне, неизвестно, но в конце концов, пройдя через моря, Неву Ладожское озеро, его "корабль" причалил у стен Новгорода. Он узнал, что здешние жители тоже христиане и очень обрадовался. В благодарность за спасение Антоний основал на том месте, где причалил, монастырь и построил в небольшую деревянную церковь. Примерно через год Антоний попросил рыбаков забросить сети в Волхов. Рыбаки сеть забросили и... вытащили ту самую бочку с драгоценностями, который Антонин бросил в море Италии. На средства, найденные в бочке, в монастыре построили каменный собор Рождества Богородицы. Вот такая легенда записана в одной, из летописей.
А самым известным новгородцем, о ком писали в летописях был князь-победитель Александр Невский. Его уважали и друзья и враги. Он уже в юности поражал всех своим разумом и красотой.
Создано / Изменено: 18 октября 2022 / 19 октября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: