Время шло, менялись границы и правители. Люди изобрели очки и компас. Догадались, как строить огромные парусные корабли и делать книги из бумаги. Почти шестьсот лет назад Иоганн Гутенберг научил весь мир печатать книги, а не переписывать их от руки. И книги буквально наводнили Европу, а потом и Россию. Первые печатные книги в Русском государстве появились лишь очень и очень давно, в пору царствования Ивана Грозного в 1553 году. И решил Царь построить первый печатный двор. И возглавил его дьякон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле - Иван Федоров. Основателями типографии стали Иван Федоров и Петр Мстиславец. Оба мастера вошли в историю как первопечатники. Иван Федоров был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Иван Федоров знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке, знал и латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. Первую книгу делали целый год и называлась она «Апостол» («Деяния и Послания Апостолов»). Выглядела она внушительно и красиво, и очень напоминала рукописную книгу : по буквам, по рисункам и по заставкам – концовкам, состояла из 267 листов.
Иван Фёдоров издал и первую русскую «Азбуку». В азбуке находились учебные тексты, грамматика, а также молитвы, послания, притчи. Она знакомила с русским алфавитом, учила составлять слоги и слова, большое внимание уделялось навыкам правильного чтения и письма. Заслуга Ивана Фёдорова перед нами велика. В центре Москвы, на Никольской улице поставлен памятник первопечатнику, Ивану Федорову. Высокий лоб, волосы, перехваченные ремешком, внимательный взгляд из-под густых бровей.
Благодаря Ивану Федорову в России в огромном количестве появились печатные учебники, которые могли купить для своих детей за небольшие деньги даже не очень богатые люди. Люди жаждали знаний. Недаром время середины восемнадцатого века назвали эпохой Просвещения. Тогда-то и появились специальные здания для школ- с просторными классами, партами напротив школьной доски, глобусами, картами. Наступила пора классических гимназий, гимназистов и гимназисток.
Классическая гимназия- это школа, куда принимались с девяти-десяти лет и где главными учебными предметами в течение восьми лет обучения были история, литература и древние языки: латынь (язык древних римлян) и древнегреческий.
Гимназия возникла в Германии, но быстро прижилась у нас в России. Самая первая русская гимназия открылась при Академии наук в Санкт-Петербурге в 1726 году, а во второй половине восемнадцатого века появилась еще одна- при Московском университете. Обеими гимназиями заведовал замечательный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, который сам был "ходячим университетом": ученым, поэтом и художником.
Постепенно в каждом большом городе появилась хотя бы одна мужская и одна женская гимназия, а в Москве и в Петербурге по пять-шесть. И в каждом классе теперь было столько учеников, сколько в древние времена по всей школе- по двадцать-тридцать человек. У мальчиков-гимназистов была особая форма, по которой их было легко узнать: синие брюки, мундир с серебряными пуговицы и высоким воротником, синяя фуражка с серебряным гербом над козырьком. А девочкам-гимназисткам полагались шелковые ленты в косу, коричневое платьице и фартук. В обычные дни он был черным, а в праздничные- белый.
В гимназию ходили с ранцем, который напоминал солдатский, был таким же прочным и удобным. А старшеклассники имели привычку носить книги не в ранце, а "в ремешках". Стопку книг оборачивали от дождя клеенкой и перетягивали крест-накрест кожаными ремешками.
В середине девятнадцатого века птичьи перья для письма заменились на металлические, для них были придуманы специальные деревянные ручки-"вставочки". Разумеется, самым главным уроком в первых классах гимназии был урок чистописания, или каллиграфии- это слово в переводе с греческого означало "красивое письмо". Сидя за партами, дети старательно выводили буквы и при этом учились держать спину прямо. Под крышкой парты располагался вместительный ящик, где можно было хранить школьные вещи. На каждой парте, предназначенной для двух учеников, в специальных углублениях стояли чернильницы-"непроливайки". С утра, еще до уроков школьный сторож подливал в них свежие чернила. Он же обычно давал и звонок на уроки, обходя гимназический двор и коридоры с большим медным колокольчиком в руке.
Но прежде чем ученик получал долгожданное перо и чернила, примерно полгода он писал в тетрадке остро отточенным карандашом. И только тем, у кого буквы получались ровными и красивыми доставалось новенькое блестящее перо, что было конечно, предметом гордости. Теперь обязательно требовалась не только чернильница, но и спасительная "промокашка". Промокательная бумага была совершенно необходима- она впитывала лишние чернила. До промокашек такую же такую же роль играли так называемые песочницы- баночки с мелким песком, который высыпали через отверстие на лист бумаги, как соль из солонки. Еще в начале девятнадцатого века, то есть во времена Пушкина, песочница была обязательной частью письменного настольного прибора.
На каждом уроке ставили отметки — от одного до пяти баллов. Только оценивались ответы учеников в Пушкинские времена совсем по другой системе, не так, как мы привыкли. За отличный ответ — единица, за ответ похуже — двойка, за плохие ответы — четвёрка и пятёрка. Только тройку ставили так же, как и сейчас — если ответ был ни то нисё. А уж если лицеист совсем ничего не знал, то получал нуль.
Однажды на уроке математики Пушкин так увлёкся обдумыванием новой поэтической строки, что не заметил, как к нему подошел профессор.
— Господин Пушкин, чему у вас равняется икс? — спросил он, посмотрев в его пустую тетрадку. Пушкин вскочил, не зная, что отвечать, и сказал:
— Нулю... — На моих уроках у вас всё всегда равняется нулю! — вздохнул профессор. — Садитесь на место и пишите свои стихи!
Для того, чтобы родители видели достижения и учебные трудности своих детей, в середине уже девятнадцатого столетия, придумали особые листы-"бальники", где учителя выводили оценки: Отлично, Хорошо, Посредственно, Плохо, Очень плохо. Вот откуда взялось в русском языке слово "отличник". В бальниках отмечали также прилежание ученика, внимание и поведение. Так же, как и сейчас, родители должны были поставить в нем свою подпись. Замечания о шалостях и проказах вносились также и в специальные журналы- "кондуиты".
Создано / Изменено: 18 октября 2022 / 19 октября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: