Пасха, или Светлое Христово Воскресение, —это светлый праздник воскресения Христа. На Руси и этот день, и всю последующую неделю проводили весело: готовили пасхальные традиционные блюда — куличи, творожные пасхи, — красили яйца, водили хороводы, качались на качелях, обходили дома с поздравлениями. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.
Прежде всего надо помнить, что верующие готовятся к Пасхе очень основательно, в течение Великого поста. Сейчас, как и несколько веков назад, к Пасхе начинают готовиться загодя. В Чистый четверг обязательно начисто убирают дома и квартиры, избавляются от хлама, моют окна и моются сами. Подстригают волосы, усы и бороды; если в доме маленькие дети, то впервые их лучше всего стричь именно в Чистый четверг. Считается, что до Пасхи уже нельзя брать в руки тряпки и веник, поэтому и стараются хозяйки подготовить дом к празднику.
Вечером вся семья красит яйца и печет куличи, готовит творожную пасху с изюмом и орехами. До 12 ночи все дела должны быть сделаны, поэтому помогают все – и дети, и мужчины. В субботу все пасхальные угощения относят к церкви, где батюшка освятит их. А в воскресенье радостные нарядные люди садятся за накрытые столы и поздравляют друг друга со Светлым Христовым Воскресением.
Этот древний праздник невозможно представить без звона колоколов, пасхального благовеста. Разносящийся далеко по округе, он не только поднимает настроение, но и обладает особыми целительными свойствами. Веря в его чудодейственную силу, на Руси в колокола звонили при эпидемиях, очищая тем самым пространство на много километров вокруг.
Встреча Светлого Христова Воскресения включала не только торжественное богослужение в храме, но и народные гулянья. После многодневного поста и отказа от развлечений празднование проходило широко — с хороводами, играми, песнями. Пасху на Руси отмечали от 3 до 7 дней, а в некоторых регионах — и до Троицы (празднуется через 50 дней после Пасхи).
Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В каждом регионе образовались свои правила игры. Например, в Псковской области игрок скатывал крашеное яйцо по наклонной деревянной дощечке или некрутой горке и пытался сбить им другие яйца, стоящие внизу. Если участник добивался цели, то брал сбитое яйцо себе и продолжал игру. Если промахивался, в игру вступал следующий, а неудачно скатившееся яйцо оставалось. Часто использовали деревянные искусно расписанные яйца, иногда специально для этого развлечения изготавливали целые наборы таких яиц. В «каталочки» до сих пор играют в некоторых регионах. А девочки играли в игру «Кучки». Для этого необходимо два стаканчика (например, от сметаны) и крашенки (крашеные яйца). Количество игроков: двое. Правила игры: один из игроков отворачивается, второй прячет свое яйцо под стаканчик. Второму игроку нужно отгадать, где находится яйцо. Если угадывает – яйцо достается ему, нет – меняются местами. Традиционно в кучки играли на улице - яйцо закапывали в песок, спрятав в одну из двух кучек.
Или вот следующая игра «Долба-долба» в неё играют попарно. Каждый держит в руке по варёному крашеному яичку, по команде судьи «Долба!» яйца бьются друг о друга. Нужно нанести удар так, чтобы разбить яичко соперника. Победитель забирает яйцо побеждённого.
«Раскрути яйцо» в эту игру играют двое игроков. У каждого – свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают свои пасхальные яйца на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться – тот и выиграл. Победитель забирает яйцо проигравшего игрока. Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яичко, а все яйца проигравших.
Также на Пасху ставили карусели и большие качели, в Псковской области их называли «зыбки». Считалось, что от качания на них зависит будущий урожай. Именно поэтому качались чаще всего с Пасхи до Троицы, как раз во время активного роста пшеницы. Также существовало поверье, что качели помогают быстрее найти мужа или жену.
С окончанием Великого поста снимался и запрет на танцы. Неотъемлемой частью пасхального гулянья были хороводы, которые водили под особые песни. Утренняя трапеза после строгого Великого поста была важным моментом празднования Пасхи. В обычные дни люди ели ржаной хлеб, овощи, крупы, а к празднику обязательно пекли сладкие куличи из белой муки, готовили творожные пасхи и красили яйца. Эти блюда освящали в храме во время службы и приносили домой. Считалось, что освящённые в храме яйца обладали особыми чудодейственными и целительными свойствами.
Во время трапезы отец семейства очищал первое яйцо, разрезал его и раздавал по кусочку каждому домочадцу. Всю пасхальную неделю яйца дарили родственникам, соседям и знакомым, угощали гостей, раздавали нищим.
Волочёбники — так называли тех, кто ходил по домам, пели специальные волочёбные песни. Считалось, что такой визит приносит хозяевам удачу и процветание, и за него было принято благодарить чем-то съестным или деньгами. В Псковской области хозяева одаривали волочёбников крашеными яйцами, домашней колбасой, салом, пирогами, маслом, сыром, мёдом. В одних селах «волочились» только женщины, в других — только мужчины, а в некоторых были целые пасхальные артели волочёбников.
В богатых домах красили до 1000 яиц, чтобы хватило и всем домочадцам, и всем работникам. Самая большая и красивая пасха оставалась дома, а те, что поменьше, расходились по соседям и друзьям; жертвовали яйца и пасху в больницы, монастыри и богадельни, обязательно угощали слуг в людской. В этот день не существовало классовых и социальных различий, стирались рамки между сословиями, наступала всеобщая благодать.
Создано / Изменено: 13 марта 2024 / 13 марта 2024
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: