Довольно часто в наше время можно услышать определение янычары. С турецкого оно переводится, как новый воин. Когда началась реорганизация в Османской империи, появились такие солдаты.
Сначала их ряды формировались из пленных христианских подростков и юношей. Несмотря на строгое, а иногда и фанатичное турецкое воспитание, будущим воинам оставляли христианские имена. Янычаров растили отдельно от других детей, прививая боевые навыки и фанатичную верность султану. В 16 веке янычарами могли становиться и юноши турецкого происхождения. Из претендентов отбирались самые сильные, выносливые и ловкие подростки от 8 до 12 лет.
Избранные жили в казармах, их обучение проходило в особо жестких условиях. Бойцы делились на роты, ели из общего котла и назывались друзьями ордена дервишей.
Де́рвиш (перс.«бедняк, нищий»), — мусульманский аналог монаха, праповедник. Янычарам запрещалось вступать в браки, их семьей была родная рота (орта), символом которой считался котел.
Форма одежды янычар- высокие шапки, украшенные спереди большой медной бляхой - кече. По бокам такой шапки пришивались деревянные палочки, которые придавали ей устойчивое положение. Позади этого головного убора свисал длинный суконный шлык, доходивший до пояса бойца. Длинный шлык символизировал рукав главного дервиша, под благословением которого находились янычары. Цвет шапки соответствовал цвету кафтана (жупана), который носил воин.
Верхняя одежда янычара состояла из длинного теплого плаща, называвшегося керея. Поначалу установленного цвета кереи не было, но к началу 18 века плащ янычара в большинстве случаев имел красный цвет. Под керею надевался суконный кафтан, обычно белый, с длинными широкими рукавами. По бокам жупан имел длинные разрезы, позволявшие янычару свободно передвигаться в бою. А внизу этот предмет одежды был расшит шнурами, которые были такого же цвета, как и керея. Кафтан украшала перевязь для сабли и широкий кожаный пояс.
Под цвет кереи были и шаровары – длинные и широкие. Обычно они покрывали верхнюю часть сапога до половины. Многие элементы турецкой военной одежды переняли и казаки.
О том, кто такие янычары, лучше всего сказал известный историк 19 века Т.Н. Грановский. В его работах упоминается, что турецкий султан обладал самой эффективной пехотой в мире, но состав ее был довольно странным: «Янычары выигрывали все великие битвы, при Варне, при Косове…» Именно благодаря их отваге и доблести был взят Константинополь.
Таким образом, турецкий правитель завоевывал новые территории и укреплял свое могущество благодаря воинам, имевшим христианское происхождение. Поначалу янычары не имели никакого веса, но чуть позже стали теми, с кем считалось правительство. После того как они провели восстание, их расформировали.
Османскую империю практические никогда не покидали военные действия. Кроме янычар были другие воины: акинджи и сипахи.
Акинджи владели конницей, были легкими и мобильными. Их часто отправляли в разведку. Правитель им не платит жалований, но за службу они могли взять абсолютно любые трофеи, которые получили в бою. Доспехи их были из кожи, а оружием служил лук да стрелы. Но позднее и эти войска по приказу императора расформировали.
Сипахи – тяжелая кавалерия. Они мастерски владели военным делом и вместе с янычарами образовали хорошую армию, которая действовала постоянно. Из оружия была булова и сабли, а позже появилось огнестрельное оружие. Доспехи были более надежными. В их состав входили наручи и шлемы.
Янычары владели правами и свободой, которую можно назвать условной. Но и так свобода, которую они имели, была не служила на благо государства. Они значились не просто рабами, а сильными заговорщиками. Под началом янычар происходили бунты против императора. Поэтому в дальнейшем их пришлось тоже распустить.
Кроме султана никто не мог судить янычар. За самую страшную оплошность их могли казнить. Воинов специально обучали. После чего они выполняли роли полицейских, участвовали в тушении пожаров или были даже палачами. Охраной султана назначали только самых верных и проверенных людей, только тех, кто готов пойти ради своего императора на все.
Янычары были и внешне отличны от других. У них были длинные усы. Однако бороду носить запрещалось. Одежда была их из шерсти. Славу им принесло то, что они были беспощадные к врагам, но были очень верны султану, вплоть до смерти.
Создано / Изменено: 8 июня 2022 / 5 июля 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: