Костромой (кострикой) на Руси называли солому или куклу из соломы. Во время "проводов" весны и её сжигали или топили в Волге. Обряд прощания с Кострикой сохранился только в некоторых костромских деревнях.
Еще слово "кострома" означало укрепленное место. Какое из них дало название города-точно неизвестно.
В тринадцатом веке, при Князе Василии Ярославовиче (внуке Всеволода Большое гнездо), Кострома несколько лет была столицей Северо-Восточной Руси. Сейчас город называет ювелирной, ювелирной и сырной столицей.
В Костроме, в Ипатьевском монастыре, в 1613 году был призван на царство Михаил Романов. Так после династии Рюриковичей Россией начала управлять династия царей Романовых. Здесь найдена одна из древнейших летописей- запись исторических событий по годам. Самодержцы свою «малую родину» не забывали, и вплоть до октябрьской революции Кострома пользовалась их особым вниманием и заботой. Однако, после 1917 года ситуация резко изменилась: большевики не забыли и не простили городу неофициальный статус «царской колыбели». Монастырь сейчас- главная достопримечательность Костромы.
Рядом с монастырем находится музей деревянного зодчества "Костромская слобода". Это один из первых российских музеев под открытым небом. Деревянные дома, храмы, бани, сараи, амбары, мельницы привозили из окрестных деревень. Получилась большая красивая деревня из прошлого. Самый деревянный храм- церковь Собора Богородицы- был построен в 1552 году. Самые необычные в музее постройки- бани на своях из деревни Ведёрки. Деревенька находилась низине, весной ее заливало водой. Поэтому в Ведерках и бани, и дома строили "на ножках".
Кострома-это история о костромском крестьянине Иване Сусанине, о чьем подвиге знают все. Несмотря на то, что в летописях того времени о подвиге Ивана Сусанина ничего не найти, народная молва помнила и передавала из уст в уста сведения о героизме простого крестьянина. Когда поляки были изгнаны из Москвы, их король передал распоряжение найти будущего царя и убить его до того, как тот взойдет на престол. Приблизительное место, где может находиться будущий царь, поляки знали, однако пройти через болота без проводника не могли.
В то время Иван Сусанин был старостой деревни, где поляки искали того, кто мог провести их через топи без потерь. Он отправил своего зятя к Федору Романову, чтобы предупредить того о возможной опасности, сам же Сусанин вызвался проводить польское войско в Домнино. Долго водил Сусанин по болотам поляков, когда же стало понятно, что враги не смогут выбраться из болот самостоятельно и организовать погоню, Иван признался, что специально завел тех в непроходимые топи. Из строк грамоты, врученной зятю Сусанина известно, что солдаты пытали старосту, но тот отказывался вывести их из болот и тогда Ивана жестоко убили.
Иван Сусанин стал героем, чей пример вдохновлял на подвиг еще много поколений. О нем была написана опера «Жизнь за царя», которая позже была переименована в «Иван Сусанин». Во многом благодаря произведению Глинки память о подвиге обычного крестьянина жива до сих пор.
Кострома считается родиной Снегурочки. Именно здесь, в усадьбе Щелыково, костромской драматург Александр Островский подарил новую жизнь легенде о славянской богине Костроме, воплотив ее в образе снежной красавицы Снегурочки. Снегурочка- персонаж русской сказки, девочка из снега, которая ожила. Для нее возвели нарядный терем. Вместе с Дедушкой Морозом зимой к детям приходит с подарками его внучка Снегурочка. В пьесе Островский назвал Снегурочку дочкой Весны- Красны и Мороза.
Сусанинскую площадь (она же Советская) местные жители за подковообразную форму называют «сковородкой». Оба конца костромской «подковы» обращены к Волге. Сусанинская площадь – исторический и топографический центр города с регулярной парадной застройкой в стиле провинциального классицизма. Архитектурной доминантой многоугольной площади, собирающей в одну точку веер улиц-лучей, стало утилитарное сооружение – пожарная каланча.
Пожарная каланча Костромская пожарная каланча — это символ города и его «нулевой километр». По праву считается одним из наиболее выразительных памятников русской провинциальной архитектуры XIX века – ее по достоинству оценил и император Николай I во время своего визита в Кострому в 1834 году. Некогда каланча включала жилые помещения для пожарных и служащих, конюшни, сараи для машин и водяных бочек. Главным ее архитектурным элементом является наблюдательная вышка, с которой можно было увидеть, нет ли где возгорания. В настоящее время в здании каланчи действует музей, посвященный пожарному делу в России.
Памятники собакам установлены во многих странах мира. Есть такой и в Костроме. Бронзовая собака появилась на Сусанинской площади в 2009 году и сразу завоевала популярность как у жителей, так и у гостей города. Прототипом послужил пес Бобка, живший в XIX веке в Пожарной каланче, — любимец всех пожарных работников.
Вот как описывает героическую жизнь Бобки в своем рассказе костромской писатель Леонид Колгушкин: «Выезд главной пожарной части всегда сопровождала большая, рыжая мохнатая собака по кличке Бобка. Она была любимицей всех пожарных работников. Говорили, что на пожарах Бобка не раз выносил из горящих помещений детей и вещи. При звуке пожарного колокола этот бессменный дежурный первым выскакивал в открытые ворота и всегда бежал сбоку головной упряжки. Будучи уже старым, Бобка как-то в момент выезда команды по тревоге подвернулся под пожарные дроги и был задавлен насмерть».
Рядом с памятником установлена копилка для сбора средств на поддержку питомцев Городского Центра передержки животных. Эти деньги — малая толика в деле помощи бездомным животным, а скульптура — дань памяти Бобке — главному пожарному псу Костромы. Считается, что если погладить Бобку по спине и положить в копилку немного мелочи — можно стать счастливым на всю оставшуюся жизнь. Бобка натерт до золотого блеска!!!
Создано / Изменено: 20 октября 2022 / 20 октября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: