Илья Николаевич, что можете интересного вспомнить со времен обучения на военной кафедре? Какие запоминающиеся ситуации возникали, как этот период повлиял на Вас?
Первое, чем мне запомнилось обучение на военной кафедре – это дисциплина: четкий распорядок дня, занятий, самоподготовка, четкость изложения материала офицерами. Ты точно знал, что и как примерно будет, в какой момент тебя спросят и что от тебя потребуется.
Второе – это глубокая подготовка на уровне специальных дисциплин и курсов. Инженерную часть комплексов мы изучали в деталях до самой низкоуровневой отечественной электроники. Это был тяжелый труд, потому что мы, будущие айтишники, основательно изучали отечественную радиоэлектронику, связанную с комплексами ПВО.
Третье, что мне очень понравилось и что я потом вынес на будущее это то, что тебе дают право или возможность побывать в новой позиции командира, т.е. иногда поруководить такими же как ты. Во время строевой подготовки, во время занятий. Есть командиры взводов, есть заместители, есть дежурные и дневальные и эта система она настроена на то, чтобы выявить определенные сильные стороны.
Четвертое, что запомнилось это поощрение инициативы, как ни странно, в военных структурах. Тогда у военного центра не было нужного объема техники. Курсанты изучали оборудование больше теоретически, а физически их не было, но компьютеры уже были. И вот мы, будучи инженерами-программистами, группой из 4-х человек, участвовали в разработке симулятора ракетного комплекса. За 1,5 года под руководством капитана кафедры ПВО, мы разработали информационную систему с различными сценариями использования. Однако архитектуру программы и текстовый сценарий на русском языке удалось заложить. То есть офицеру достаточно было написать сценарий на русском языке, а система умела его интерпретировать, запустить и работать в режиме симулятора. Конечно, до современного уровня развития машинного обучения нам было далеко, набор команд в сценарии четко ограничивался. Современных графических интерфейсов и редакторов не было, но работа была крайне кропотливая, интересная и очень командная.
Помимо этого, понравилась еще одно – требование к абсолютной универсальности курсантов. В паузах, чтобы не было простоя в программировании, мы потихоньку помогали делать ремонт в классах. Красили потолки, стены, мыли что-то, потому что, по мнению коллег, старших офицеров, будущие офицеры должны уметь делать абсолютно все. «Надо, так надо» – это воспитывает определенные навыки бесстрашия к выполняемым задачам, как норму поведения. С учебным взводом до сих пор остались крепкие отношения, мы же все вместе прошли этот этап и проделали огромный объем работы.
Курсанты после прохождения обучения на кафедре отправляются на военные сборы, где принимают присягу и входят в воинский быт. Что бы вы могли выделить из этого периода? Какие, может быть, забавные истории остались у Вас в памяти?
Из-за работы с симулятором я был переведен несколько раньше окончания сборов в войсках. Сборы проходили в городе Лесной, прекрасное время. Было много строевой подготовки, спорта, занятий на реальном комплексе. В это время я понял две интересные вещи. Первая, что на сборах немного легче тем, у кого размер ноги больше, чем 46–47, потому что на них быстро не успевают найти сапоги. Часть времени им удается походить в кроссовках. А ведь есть разница между строевой подготовкой, утренней зарядкой или марш-броском в кроссовках или кирзовых сапогах.
Вторая вещь, которая мне запомнился: мы взводом жили в казарме, большой, примерно на сто человек, слева были койко-место курсантов, справа – солдат. Утром нас построили и объявили, что у нас сегодня марш-бросок 25 километров. Вроде ничего страшного, я спортсмен, занимался легкой атлетикой на уровне сборной университета, подумаешь, в кирзовых сапогах с автоматом, бывают в жизни и не такие сложности. Но мне запомнилось выступление офицера, который сказал: «Будет небольшое отличие: солдаты побегут часть дистанции в противогазах, а офицеры будут еще стрелять из пистолета». Эта разница противогаза и пистолета показала, что офицером служить перспективнее.
Очень полезно, что у военного центра были выделены специальные офицеры для сопровождения курсантов на сборах. С нами был полковник Смирнов, он проявлял отцовскую заботу о курсантах. Я был крайне удивлен вежливому, очень интеллигентному отношению в ракетных войсках. И здесь, мне кажется, прикрепленный офицер играл огромную роль. Он провел все сборы с нами, мы чувствовали его поддержку все время.
Есть ли какие-то вещи, которые вы подчеркнули из обучения, и вам удалось внедрить их в жизнь студентов ИРИТ-РТФ?
Как я уже говорил, наша команда из 4-х человек была на сборах, меньше, чем весь взвод. Нас отдельно увезли в Екатеринбург, и мы часть сборов проходили на кафедре. Нужно было довести симулятор комплекса до ума к сентябрю. В какой-то мере эта работа стала прообразом проектного обучения на радиофаке. Мы, можно сказать, «в боевых условиях» сами изучали документацию по комплексу, у нас был наставник со стороны предметной области от военных. Программировали мы так, как считали нужным. Все, как сейчас у студентов на проектах. Это хороший опыт для будущего: нам дали возможность сделать систему самим, с определенным уровнем управления и поддержки.
Интервью провел курсант кафедры ВКС Путин М.
Контакты
Создано / Изменено: 9 июля 2019 / 9 июля 2019
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: