Жизнь – это то, чему научились.
Жизнь – это школа, но лишь без звонков.
Жизнь показала, что получилось
Из наших выпускников.
Илья Николаевич, что можете интересного вспомнить со времен обучения на военной кафедре? Какие запоминающиеся ситуации возникали, как этот период повлиял на Вас?
Первое, чем мне запомнилось обучение на военной кафедре – это дисциплина: четкий распорядок дня, занятий, самоподготовка, четкость изложения материала офицерами. Ты точно знал, что и как примерно будет, в какой момент тебя спросят и что от тебя потребуется.
Второе – это глубокая подготовка на уровне специальных дисциплин и курсов. Инженерную часть комплексов мы изучали в деталях до самой низкоуровневой отечественной электроники. Это был тяжелый труд, потому что мы, будущие айтишники, основательно изучали отечественную радиоэлектронику, связанную с комплексами ПВО.
Третье, что мне очень понравилось и что я потом вынес на будущее это то, что тебе дают право или возможность побывать в новой позиции командира, т.е. иногда поруководить такими же как ты. Во время строевой подготовки, во время занятий. Есть командиры взводов, есть заместители, есть дежурные и дневальные и эта система она настроена на то, чтобы выявить определенные сильные стороны.
Четвертое, что запомнилось это поощрение инициативы, как ни странно, в военных структурах. Тогда у военного центра не было нужного объема техники. Курсанты изучали оборудование больше теоретически, а физически их не было, но компьютеры уже были. И вот мы, будучи инженерами-программистами, группой из 4-х человек, участвовали в разработке симулятора ракетного комплекса. За 1,5 года под руководством капитана кафедры ПВО, мы разработали информационную систему с различными сценариями использования. Однако архитектуру программы и текстовый сценарий на русском языке удалось заложить. То есть офицеру достаточно было написать сценарий на русском языке, а система умела его интерпретировать, запустить и работать в режиме симулятора. Конечно, до современного уровня развития машинного обучения нам было далеко, набор команд в сценарии четко ограничивался. Современных графических интерфейсов и редакторов не было, но работа была крайне кропотливая, интересная и очень командная.
Помимо этого, понравилась еще одно – требование к абсолютной универсальности курсантов. В паузах, чтобы не было простоя в программировании, мы потихоньку помогали делать ремонт в классах. Красили потолки, стены, мыли что-то, потому что, по мнению коллег, старших офицеров, будущие офицеры должны уметь делать абсолютно все. «Надо, так надо» – это воспитывает определенные навыки бесстрашия к выполняемым задачам, как норму поведения. С учебным взводом до сих пор остались крепкие отношения, мы же все вместе прошли этот этап и проделали огромный объем работы.
Курсанты после прохождения обучения на кафедре отправляются на военные сборы, где принимают присягу и входят в воинский быт. Что бы вы могли выделить из этого периода? Какие, может быть, забавные истории остались у Вас в памяти?
Из-за работы с симулятором я был переведен несколько раньше окончания сборов в войсках. Сборы проходили в городе Лесной, прекрасное время. Было много строевой подготовки, спорта, занятий на реальном комплексе. В это время я понял две интересные вещи. Первая, что на сборах немного легче тем, у кого размер ноги больше, чем 46–47, потому что на них быстро не успевают найти сапоги. Часть времени им удается походить в кроссовках. А ведь есть разница между строевой подготовкой, утренней зарядкой или марш-броском в кроссовках или кирзовых сапогах.
Вторая вещь, которая мне запомнился: мы взводом жили в казарме, большой, примерно на сто человек, слева были койко-место курсантов, справа – солдат. Утром нас построили и объявили, что у нас сегодня марш-бросок 25 километров. Вроде ничего страшного, я спортсмен, занимался легкой атлетикой на уровне сборной университета, подумаешь, в кирзовых сапогах с автоматом, бывают в жизни и не такие сложности. Но мне запомнилось выступление офицера, который сказал: «Будет небольшое отличие: солдаты побегут часть дистанции в противогазах, а офицеры будут еще стрелять из пистолета». Эта разница противогаза и пистолета показала, что офицером служить перспективнее.
Очень полезно, что у военного центра были выделены специальные офицеры для сопровождения курсантов на сборах. С нами был полковник Смирнов, он проявлял отцовскую заботу о курсантах. Я был крайне удивлен вежливому, очень интеллигентному отношению в ракетных войсках. И здесь, мне кажется, прикрепленный офицер играл огромную роль. Он провел все сборы с нами, мы чувствовали его поддержку все время.
Есть ли какие-то вещи, которые вы подчеркнули из обучения, и вам удалось внедрить их в жизнь студентов ИРИТ-РТФ?
Как я уже говорил, наша команда из 4-х человек была на сборах, меньше, чем весь взвод. Нас отдельно увезли в Екатеринбург, и мы часть сборов проходили на кафедре. Нужно было довести симулятор комплекса до ума к сентябрю. В какой-то мере эта работа стала прообразом проектного обучения на радиофаке. Мы, можно сказать, «в боевых условиях» сами изучали документацию по комплексу, у нас был наставник со стороны предметной области от военных. Программировали мы так, как считали нужным. Все, как сейчас у студентов на проектах. Это хороший опыт для будущего: нам дали возможность сделать систему самим, с определенным уровнем управления и поддержки.
Интервью провел курсант кафедры ВКС Путин М.
Контакты
Создано / Изменено: 2 апреля 2021 / 2 апреля 2021
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: