Гордость России
Мы живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительное красивое звучное имя Россия. Как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Россия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми. Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, полководцы. Именно об этом наша рубрика.
Когда великий писатель Антон Павлович Чехов был маленьким, он очень хотел жить честно, но ему приходилось постоянно обманывать покупателей. Ведь отец Чехова держал лавку, над входом в которую висела вывеска:" Чай. Сахар. Кофе и другие колониальные товары". Лавка находилась в том же доме, где жила и вся семья, надо было только по деревянной лестнице спуститься со второго этажа на первый.
Короткий зимний день подходил к концу. Ученик таганрогской школы Антоша Чехов готовил уроки. Перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча, по углам ползли тени. Было тихо, тепло. Антоша неторопливо снял щипцами нагар со свечи, написал в тетради число. В это время в комнату вошёл отец Павел Егорович, в шубе, в больших кожаных калошах, и сказал:
- Ступай в лавку.
Антоша не пробовал возражать: он заранее знал, что ничего из этого не выйдет, закрыл грамматику и пошёл за отцом в лавку Открыта она была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и, когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Отец оставлял его в лавке и рано утром и вечером, что часто он просто не успевал выучить уроки. А сидя на уроках думал, что сейчас его вызовут отвечать на уроке и увидят учителя, что он не сделал задание. Рассердятся и поставят плохую отметку, а дома будет ругать отец. Только как же успеть сделать эти уроки, например ту же выучить латынь, если ты постоянно в лавке.
Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. Антоша сел за конторку, но в лавке холодно, чернила замёрзли и уроков делать нельзя. Он съёжился, запихнул руки в рукава так же, как Андрюша и Гаврюша, его ровесники и друзья, которых недавно привезли из деревни и отдали Павлу Егоровичу на ученье торговому делу.
Андрюша и Гаврюша постоянно обвешивали покупателей.
- Ты зачем покупателей обманываешь?-сердито спросил Антон.
- Как зачем? Чтоб у вашего папеньки прибыток был. Иначе как торговать?- отвечал Гаврюша.
Но разговор этот не завершен оказался, так как вошел отец в лавку, а жаловаться на ребят Антону не хотелось, а еще следом зашла и обманутая женщина.
- С жалобой к вам,-объявила она.-Взвесила я дома вашу колбасу, а там недовес. Вот проверьте.
- Нет, сударыня, не буду я проверять, потому что у нас в торговля идет по-честному без обмана. Откуда мне знать может, вы сами пришли домой отрезали колбасу и съели.
Так и ушла ни с чем обиженная покупательница. Только проговорила в дверях:
- Не ходила к вам раньше и не приду никогда больше!
"Как же так думал Антон, ведь отец постоянно ходит в церковь, разве он может обманывать" Стал Антон к отцу приглядываться и увидел, что отец постоянно подкладывает второсортный , а то и испорченный товар покупателям.
- Как же так, папашенька, разве можно людей обманывать?-спросил осмелившись Антон.
- Людей обманывать нельзя, а глупого покупателя можно. Глупого грех не обмануть. Не обманешь-не продашь.
Еще в лавке Антону необходимо было присматривать и за Андрюшей с Гаврюшей, чтобы те не таскали конфеты, пряники. Их кормили объедками с хозяйского стола , и понятно не доедали, да и кто откажется лишний раз от конфеты. Отец возвращаясь в лавку делал карманные обыски и вытаскивал у ребят, то яйцо, конфету или халву.
- Эх, Антоша, я тебя присматривать оставил. Этих воришек вечером ждет розга.
- Папашенька, не надо наказывать!-плача умолял Антон,
- Кого же тогда пороть?
- Лучше меня выпори, а их не надо!
- Хорошо, тебя выпорю, сам напросился. Меня учили кулаком и тебя выучу.
Поэтому Антон Павлович Чехов писал после про себя грустные слова" В детстве у меня не было детства!"
Все трое чувствуют себя одинаково несчастными. Павел Егорович сам когда-то прошёл тяжёлую школу, тоже был «мальчиком» в лавке, унижался, угождал хозяевам, терпел побои. Он искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».
Как-то Антоша спросил одного мальчика, часто ли его секут дома, и, услышав ответ, что его никогда не секут, очень удивился и не поверил товарищу. На всю жизнь запомнил Антоша чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Поэтому писатель Чехов в своих рассказах часто описывал трудную и несчастную жизнь мальчишек.
Отец же в итоге разорился из-за торговли и уехал в Москву, чтобы его не посадили в тюрьму. Павел Егорович себя тогда жуликом не считал, потому что тогда в России так торговали все лавочники.
Учиться маленькому Чехову сначала не нравилось, а все потом что он вначале учился не в гимназии, а в греческой школе. Там в большой комнате сидели дети с 6 лет до 16. Все классы вместе. А учитель был один. Он больно бил учеников линейкой по спине, а самых непослушных ставил на колени- на горох. Однажды на одном из праздников, когда собрались в их доме гости, отец решил продемонстрировать знания сына. Достал греческую книгу и сказал маленькому Антону:
- Покажи-ка, чему тебя научили!
А будущий писатель даже греческие буквы складывать не умел. Отец его за это больно наказал и забрал из школы. После этого когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где Антоша-гимназист уже учились старшие братья. Антоше не нравилась гимназия. Весёлому, подвижному мальчику неуютно было в больших, холодноватых классах, скучно было сидеть на уроках. Классы выходили в полутёмные коридоры; в каждой двери было круглое окошко; надзиратель, как часовой, шагал по коридору и заглядывал в окошки - следил за поведением учащихся. Только к третьему классу у него появились любимые учителя и предметы. А самое главное-он полюбил читать книги.
В первый раз маленький Чехов пришел в библиотеку, потому что так велел им священник, батюшка.
Священник учил гимназистов Закону Божьему, этот предмет тогда изучали во всех гимназиях. Но главное -он обожал сам книжное чтение, именно он рассказывал о Пушкине, Державине, знакомил со сказками Салтыкова-Щедрина.
И будущий писатель после уроков торопился в библиотеку, чтобы первым прочитать и Державина, и Пушкина, и Салтыкова-Щедрина, А еще и книги драматургов-Шекспира, Мольера.
Священник любил давать гимназистам прозвища. Только они были не обидными, а веселыми.
- Берите пример, отроки мои, с Антоши Чехонте,- говорил он,-никто из вас не прочел столько книг, сколько он.
И именно первые свои произведения , великий писатель Антон Павлович Чехов будет подписывать этим именем- Антоша Чехонте.
С некоторыми детьми бывает такое что вначале они учится плохо, а потом к классу четвертому их способности расцветают. Так же было и с Антоном во втором классе его оставили на второй год по математике. А вел математику у него Эдмунд Иосифович Дзержинский, отец "железного революционера Феликса Дзержинского. Зато в пятом классе будущий писатель у того же учителя стал отличником. Именно в пятом классе появилось увлечение и театр. В это же время сам придумал рукописный журнал "Заика"-сам сочинял для него смешные истории и стихи.
У Антона был старший брат Александр и трое младших: Иван, Николай и Михаил, а еще сестра- Мария. И про всех говорили. что это талантливые дети. Отец хоть и был лавочником, но по вечерам он играл на скрипке и устраивал хоровое пение.
Часто в праздничные дни семья ходила в театр, а бывало, что братья Чеховы бегали в театр одни; они переодевались, наклеивали бороды, усы, надевали синие очки и старались прошмыгнуть мимо надзирателя на галёрку. «Для меня не было большего наслаждения, как сидеть в театре»,- вспоминал Чехов. Дома Антоша постоянно кого-то изображал: зубного врача, важного чиновника, танцующего на балу, старого профессора. А как-то загримировался, переоделся нищим, написал жалобное письмо и пошёл к дяде. Дядя не узнал племянника, разжалобился и подал ему три копейки. Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.
Может все эти изменения в душе Антона связаны с тем, что душа Антоши освободилась от жизни в клетке, не надо было сидеть в лавке.
Зима обычно тянулась долго; Антоша с нетерпением ждал, когда с моря перестанет дуть сердитый ветер, загорится жаркое солнце, зацветёт акация и прекрасная, необозримая степь покроется серебристой полынью, голубыми цветами цибульки. Мальчики убегали в степь, к морю, купались, удили рыбу, ездили с матерью в гости к деду на далёкий степной хутор.
Мать свою, Евгению Яковлевну, дети Чеховы очень любили. Она как-то умела смягчать суровый нрав отца, вносила в их жизнь много ласки, уюта, умела объединить семью, сплотить её вокруг себя. «Для нас дороже матери ничего не существует»,- писал Антоша, когда стал постарше.
Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, в Таганроге построил железную дорогу. Для города это было хорошо, а для торговли Павла Егоровича – плохо. Теперь товары привозили на поездах, и стоили они гораздо дешевле, чем в лавке Чеховых. Покупателей становилось все меньше, долгов – все больше. Чтобы не попасть в долговую тюрьму, куда сажали тех, кто не вернул взятые взаймы деньги, Павел Егорович сбежал в Москву, рассчитывая затеряться в большом городе.
Главой семьи стал шестнадцатилетний Антон. Старшие братья уже учились в Москве: Саша – на естественно-научном факультете, а Коля – в художественном училище. Чтобы прокормить мать, сестру и братьев, Антон стал «давать уроки»: помогать с учебой ученикам младших классов. Этим подрабатывали многие гимназисты. Вскоре, распродав мебель и за бесценок продав дом, в Москву уехала Евгения Яковлевна с младшими детьми – Мишей и Машей. Антон и брат Иван остались в Таганроге - им надо было кончать гимназию.
Новые хозяева, сжалившись, пустили мальчиков пожить в их бывшем доме. Расплачивался Антон, занимаясь с хозяйским сыном. Обедать ходили к многочисленным родственникам. При этом каждый месяц Антон посылал часть заработанных денег в Москву. Павел Егорович долгое время не мог устроиться на работу. Вскоре и Иван переехал к тётке, и Антоша остался один в родном доме, который стал чужим для него. Теперь он уже не сидел в лавке, никто не наказывал его, но жить было ещё труднее. Новые заботы легли на его плечи: надо было самому заботиться о себе, платить за учение, помогать родным, которые очень нуждались в Москве.
Знакомые помогли ему достать несколько репетиторских часов, и после занятий в гимназии он ходил по урокам, занимался с детьми - обучал их. Один урок был далеко на окраине города. Осенью там стояла непролазная грязь. Калош у Антоши не было, и, садясь заниматься с учеником, он старался спрятать под стол свои грязные, рваные сапоги. Как-то Антоша, узнав, что одному из товарищей живётся ещё хуже, предложил заниматься с учеником по очереди и разделил с товарищем свой заработок - три рубля в месяц.
Бедность, как говорил Чехов, мучила его тогда, как зубная боль. Он очень скучал без семьи, особенно без братьев; близких друзей в Таганроге у него не было. Антон по-прежнему увлекался театром, много читал. В гимназии издавались рукописные журналы, и он сотрудничал в этих журналах и посылал старшим братьям свои литературные опыты, а братья беспощадно критиковали эти первые произведения молодого писателя. Самостоятельная, одинокая жизнь давалась Антоше нелегко. В борьбе с трудностями он становится мужественнее, взрослее.
Так прошло три года. Антоша окончил гимназию и был лучшим её выпускником и его направили учиться в Московский университет. А там ему еще за учебу и платили триста рублей стипендии. На эти деньги, пусть и небогато, но человеку можно было тогда прожить. Родных своих застал он в тяжёлом положении, в сырой и холодной квартире подвального этажа. Отец зарабатывал очень мало, мать шила, старшие братья учились и время от времени работали в журналах: Александр писал рассказы, очерки, Николай рисовал. Даже младший брат, Михаил, переписывал за деньги студенческие лекции. Но денег всё-таки не хватало, и в гимназию за сестру Машу платили какие-то благодетели.
Антону было уже девятнадцать лет; он поступил в университет на медицинский факультет. Учился он много, усердно, с большим интересом слушал лекции знаменитых профессоров: Тимирязева, Склифосовского. Но ему нельзя было только учиться - приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот он решил послать в журнал очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ. А ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим...»
Через два месяца рассказ напечатали. Это был первый напечатанный рассказ Чехова и первый его литературный заработок. С тех пор рассказы Чехова стали часто появляться в журналах. Подписывал он их не своим настоящим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте»-прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.
Чего только не писал Чехов в эти первые годы своей литературной работы: заметки, анекдоты, подписи к рисункам, очерки, рассказы. Брат Николай - хороший художник - иногда рисовал к его рассказам иллюстрации. Писать приходилось часто по ночам - днём надо было учиться. Платили за работу очень мало, несколько копеек за строчку, да и за этими заработанными грошами приходилось ходить в редакции раз по десять. Но зато как был счастлив Антон и как радовалась мать, когда он однажды сказал, что сам теперь будет платить за учение сестры Маши.
Отец за эти года словно стал меньше ростом, состарился, съежился. Не каким он теперь не был коммерсантом, а как когда-то, снова стал тем, с кого начинал. Он служил приказчиком в амбаре у купца Гаврилова.
- Ну чего ходишь, словно растютёха! Кому сказано, бегом беги!- кричал на отца молодой важничающий купец, и отец послушно бежал в дальний угол амбара.
А будущий великий писатель стоял в это время в дверях и чуть не плакал от жалости, потому что пришел навестить отца.
- Надо отцу помочь,-сказал вечером Антон старшему брату
И со временем Антон с братом откладывали весь свой заработок, чтобы помочь семье.
Студенческие годы подошли к концу. Когда Чехов окончил университет и получил диплом врача, ему было двадцать четыре года. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно - это всё были знакомые или такие же бедняки, как он сам. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.
Когда много лет спустя один из друзей спросил, сколько Чехов написал рассказов в первые годы своей работы, он ответил: «Около тысячи». Рассказы Чехова почти всегда очень короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах»,- как-то сказал о себе Чехов. Думаем , крепко, по-настоящему любил Чехов детей, если мог написать такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Мальчики», и ещё много других рассказов о детях. Прошло несколько лет. Всё больше и больше понимал Чехов, что настоящее его призвание не медицина, а литература. Рассказы и повести Антона Чехова читали и пересказывали по всей России. К нему в гости часто приходили известные писатели и отец удивлялся, как уважительно обращаются к нему люди. А сколько приходило к нему писем-это читатели умоляли его не бросать литературное творчество. Так Антон Павлович постепенно превратился в писателя, которого полюбила Россия, а потом и весь мир.
Валерий Воскобойников
Контакты
Создано / Изменено: 1 февраля 2022 / 31 марта 2023
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: