Гордость России
Мы живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительное красивое звучное имя Россия. Как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Россия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми. Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, полководцы. Именно об этом наша рубрика.
Когда композитор Сергей Прокофьев был маленьким, он сочинил настоящую оперу, организовал домашний театр и тут же еѐ в этом театре поставил. А было ему тогда девять лет. И взрослые ему совсем не помогали, а были только зрителями, долго после аплодировали. а потом наградили артистов конфетами и разными вкусностями.
Некоторые считают что талант у Сергея от мамы. Ведь когда Сергей еще не родился, а мама ожидала уже его она часами играла за роялем любимые музыкальные произведения. А когда малыш родился и стал подрастать, он каждый вечер засыпая, слушал мамину музыку. Хотя мама не была музыкантом, и в консерватории не училась. Дедушка Сергея Прокофьева был самым настоящим крепостным. Но в 1861 году, крепостное право отменили и дедушка с семьей стали жить вольно. И хотя семья стала жить бедно, мама училась в гимназии и окончила её с золотой медалью и при этом еще брала уроки игры на фортепьяно. Отец Сергея был тоже студентом и собирался стать ученым-агрономом. Он ходил с очень серьезным видом, в очках и с бородой. Дедушка и бабушка Сергея по отцовской линии умерли рано от страшной болезни-холера. Поэтому отца Сергея Рахманинова воспитывала старшая сестра, у которой уже было две свои дочки. Именно мама-гимназистка и приходила в гости к этим племянницам, и, если они громко хохотали, отец Сергея с суровым видом заглядывал к ним в комнату, отчего девочки сразу пугались. Но в этот момент, когда маме торжественно вручили золотую медаль, она подошла к строгому родственнику своих подруг, заложила руки за спину и. глядя ему в глаза, сказала:
- Сергей Алексеевич, а я вас больше не боюсь!
Так и познакомились родители, после они поженились, хотя и все родственники вначале были против. Тк Отец Сергея Прокофьева вырос в зажиточной семье, а мама наоборот была бесприданницей. Но с годами родственники убедились, что умная и образованная мама папе стала самой верной подругой.
Сергей Прокофьев родился 23 апреля 1891 года в месте, которой называлось тогда Сонцовка. Это был не город, не село и даже не деревня. Просто один товарищ с которым учился папа был очень богатым и владел в разных местах несколькими поместьями. Одно поместье в степи как раз и называлось в честь его фамилии. Это были огромные наразработанные земли, которые не приносили никакого дохода. И этот Сонцов пригласил папу управлять этой землей, потому что папу считали хорошим агрономом. И отец Рахманинова через несколько лет превратил дикие степные пространства в процветающий край. Мама там создавала школы и учила неграмотных крестьянских детей. До Сергея в этой семье было еще две дочки, но к сожалению они рано умерли. Поэтому маленького Сергея часто наряжали в девичьи наряды, так на первых снимках он и остался в платьицах. Воспитанием мальчика занималась его мать, которая была хорошей пианисткой.
Маленький Сергей Прокофьев стал настоящим композитором очень рано. Сначала он просто крутился около рояля, когда играла мама, потом принялся ей подыгрывать. Пока мамины пальцы бегали по клавишам, он с краю выстукивал тоже что то. Может быть, на взгляд постороннего человека музыка получалась варварской, но зато она очень нравилась трехлетнему малышу. Намного серьезней Сергей начал заниматься музыкой в 5 лет и уже тогда проявил интерес к сочинительству. Его мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песни, «Индийский галоп» Мария Григорьевна научила сына нотировать произведения, и все последующие небольшие рондо и вальсы собственного сочинения вундеркинд Прокофьев записывал самостоятельно.
Потом к маме приехала знакомая, которая тоже любила музыку, и несколько вечеров они играли в четыре руки. Такая музыка ему понравилась еще больше, и он объявил, что тоже сочинит марш в четыре руки.
- Это трудно, Сергушечка, и боюсь. у тебя ничего не получится,-сказала мама.
Однако сын посидел над разлинованными листами и скоро принес ноты. Мама с подругой попробовали их исполнить и очень удивились: у них в самом деле звучал марш, написанный для исполнения в четыре руки!
- Это же талант! Настоящий талант!-сказала гостья и отвезла эти ноты в Петербург.
Там она заказала для них переплетчику красивую дорогую обложку, а на обложке переплетчик вывел золотыми буквами надпись: "Сочинения Серёженьки Прокофьева".
Маленький Прокофьев не только сочинял музыку, а еще научился играть в шахматы и устраивал целые шахматные турниры. Он обучил шахматам знакомых: девочек, мальчиков, даже горничную.
Потом папа первый раз в жизни повёз его по железной дороге, а маленький Прокофьев записывал на каждой станции название станции, время прибытия и отхода поезда. А по приезду домой вычертил график движения. После папа купил ему расписание, в котором говорилось про другие поезда. Маленький Прокофьев начертил графики и для них. И поэтому когда, кому то из знакомых надо было куда то доехать, то все обращались за помощью к шестилетнему Сергею.
Сергея свозили в Москву, там он посмотрел оперу "Фауст" и балет "Спящая красавица". после этого интересы вновь поменялись.
- Теперь мы будем играть в театр!-сказал маленький Прокофьев знакомым детям, как только вернулись они из Москвы. И сочинил несколько спектаклей. Но спектакли без музыки были не так интересны.
- Я напишу оперу,-сказал он маме.
Эти слова почему то рассердили маму.
- Как ты можешь написать оперу? Зачем обещать то, что ты не можешь сделать!
- Увидишь!-сказал маленький Прокофьев и пошел придумывать название.
Скоро название придумалось :"Великан" Он уже знал, что начало оперы начинается с увертюры. поэтому первым делом он сочинил её. Потом слова и музыку к первой картине, потом-ко второй. писать оперу и правда оказалось непросто. Никаких учебников по написанию опер он не знал, но сам чувствовал, когда получалось что то не так. Через несколько месяцев был готов целый акт оперы.
- Пора нашего Серёжу учить наукам,-сказала однажды мама.
- Не слишком ли он мал для наук, и где мы найдем в нашей глуши хороших учителей?- ответил отец,
- Я всё продумала. Во-первых, чем раньше человек получает знания, тем они крепче, во вторых мы не будем заставлять Сергея зубрить, а будем стараться сделать все так, чтобы ему самому было интересно учиться. А все учителя живут у нас дома- это ты да я. Я научу его русской грамматике, истории, географии, а ты- физике, математике и наукам о природе.
- Ну хорошо,- проговорил папа.- Я даже немецким могу с ним заниматься. Только вот бы еще и французский с ним кто поучил.
- Это я тоже продумала: французскому его научит настоящая француженка, с хорошим произношением, такую я сама найду.
И мама отправилась в Петербург, француженок там было немало, но вот ехать в деревню никто не соглашался. А кто и соглашался, тот сам плохо говорил ан этом языке. И отправилась тогда мама в Варшаву. Там мама отыскала бедную французскую девушку, которую звали Луизой. ей было 17 лет, отец у неё погиб, и жить стало не на что.
- Я родилась и выросла в Париже, деревенской жизни не знаю, хотелось бы жить в городе и учиться еще музыке.
- Уверяю, вы полюбите нашу деревню!-сказала мама.- А игре на фортепиано я научу вас бесплатно. И не только этому-летом вы станете скакать верхом!
- На настоящей лошади?-удивилась Луиза.- Это моя мечта.
Так она набралась смелости и поехала на заработки. Маленький Сережа очень удивился увидев Луизу, оказывается бывают люди, которые не знают ни одного русского слова. Он сразу подружился с французской девушкой и на другой день они уже читали вместе в слух детскую французскую книжку, которая называлась "Приключение Сонечки", а каждый вечер маленький Прокофьев писал свою книжку "Приключение мадемуазель"-про разные смешные случаи, которые стали происходить с его учительницей.
К тому времени он закончил писать свою оперу. собрал артистов и начал репетировать. Артистам было еще меньше чем ему, лет по 7-8, но они всегда играли вместе. В этом театре Прокофьев считался не только автором и композитором, но и даже режиссером и оформителем афиши. На представление пригласили взрослых и опера прошла с большим успехом. В ней были настоящие арии. Их пели то великан, то король, который сражался с великаном. Звучали и вальсы им марши. А в самом конце король, так и не победивший великана , пел прощальную арию, после которой он заколол себя ножом. Взрослые долго аплодировали артистам, а потом мамина сестра опять эти ноты повезла с собой в Петербург, где переплела их в красивую обложку. Переплетчик на этот раз сделал на обложк6 надпись "ВЕЛИКАН", опера в трех действиях. Сочинение Сереженьки Прокофьева.
Было ему девять лет в этот момент, а в 10 лет - он сыграл ее знаменитому композитору и педагогу Сергею Танееву.
- У вашего ребенка настоящий музыкальный дар, и с ним должен заниматься настоящий композитор.
- Но мы живем в деревенской глуши,-растерянно сказала мама,- где же мы возьмем композитора?
- Ничего! Я к вам и в глушь пришлю...
Танеев был впечатлен талантом мальчика и договорился со своим другом, известным композитором и педагогом Рейнгольдом Глиэром, об обучении Сережи Прокофьева летом 1902 года. Двадцатилетний композитор и одиннадцатилетний Сергей подружились очень быстро. Все лето они занимались вместе игрой на фортепиано, изучали правила музыкальной гармонии. По вечерам Глиэр исполнял на фортепиано музыку великих композиторов.
- Смотри,- показывал он Сереже,- так звучит альт, так -гобой, а так-волторна.
Серёжа запоминал и учился сочинять мелодии для инструментов, которые даже не видел. За дето маленький Прокофьев сочинил десяток новых пьес. а потом начал писать симфонию. Даже уехав в Москву, Глиэр не забыл про Серёжу, он постоянно писал ему письма с поправками задач по гармонии, присылал ноты и рассказывал о нем знакомым музыкантам. Поэтому когда зимой мама снова привезла сына в Москву, чтобы походить в театры, известные музыканты встретили его как хорошего знакомого и всерьез расспрашивали о работе над симфонией.
- Домашнее обучение -это хорошо, но пора нашего сына отдавать в гимназию,-сказал однажды папа.- надо, чтобы он получил современную профессию. Например инженера. Инженеры сейчас очень нужны России.
- А как же его занятия музыкой?-несмело спросила мама.
- Главное-это дело. нужно, чтобы в руках у него была хорошая профессия. А музыку, конечно, пусть не бросает. Я и сам с удовольствием слушаю его игру.
Однажды мама с сыном поехали в Петербург навестить родственников. И хотя многие композиторы, что жили в Петербурге не видели и не знали мальчика, но они тоже слышали уже о нем. И когда Глазунов директор консерватории решил послушать мальчика, его новую оперу "Пир во время чумы", и сам, без предупреждения, приехал к ним в гостиницу.
- Я приехал, чтобы поговорить о судьбе вашего сына,- объявил он.- И прошу выслушать меня внимательно. Я считаю, что вы должны отдать своего сына в консерваторию.
Так в 13 лет Сергей поступил в консерваторию, а рядом с ним в консерватории обучались взрослые студенты и даже 30-летние мужчины.
- Ведь как бывает: мне пошел четвертый десяток, у меня двое детей, а Прокоше -13, но он понимает всё лучше меня!- удивлялся один.
Скоро выяснилось, что "Прокоша" действительно самый талантливый из студентов. Когда и сам он не всегда был собой доволен. Он записывался в классы к лучшим пианистам и дома сидел за роялем с утра до вечера, хотя его никто не заставлял. Многим казалось, что он уже и так очень хорошо играет. Потом он подумал, что лучше всего, если композитор при исполнении своих сочинений дирижирует своим оркестром сам. И уже в 1909 году, в возрасте 18 лет, Сергей окончил Петербургскую консерваторию как дирижер, а спустя пять лет, еще и как пианист. Его преподавателями были великие музыканты - Римский-Корсаков, Лядов и Черепнин. Во время учебы он познакомился с другими будущими великими композиторами — Сергеем Рахманиновым и Игорем Стравинским.
Сочинения Сергея Прокофьева исполняли знаменитые оркестры. Его оперы и балеты ставили многие театры мира. Сергей Прокофьев с удовольствием писал и для детей, например симфоническая сказка "Петя и волк", "Любовь к трем апельсинам", балет "Золушка". Как детский композитор, Прокофьев был не только изобретателен, мелодичен, поэтичен, ярок, говорят, что он умел, сохраняя в собственном сердце частичку детства. Прокофьев и стал величайшим детским композитором XX столетия.
Воскобойников Валерий Михайлович
Контакты
Создано / Изменено: 1 февраля 2022 / 31 марта 2023
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: