Гордость России
Мы живём в самой большой и прекрасной стране на Земле, у которой удивительное красивое звучное имя Россия. Как огромна наша страна, как обширны её пределы. Все это наша большая Родина. Россия богата не только природными ресурсами, но и знаменитыми людьми. Да, великие люди своим талантом или героическими подвигами прославили не только себя, но и нашу страну Россию. Их знают не только в России, но и во всем мире. Среди них ученые, поэты, художники, музыканты, полководцы. Именно об этом наша рубрика.
Режиссёрский театр появился в России и в мире только в конце девятнадцатого века. И первым русским режиссером стал Константин Сергеевич Станиславский. Именно он впервые посмотрел на спектакль как на нечто целое, а на актеров, выходящих вместе на сцену, как на единый ансамбль, творящий одно общее произведение искусства.
Но началась вся эта история раньше, когда великого режиссера Константина Станиславского еще не существовало, а был только обычный мальчик Костя Алексеев, который очень хотел стать хорошим актером,
В семье Алексеевых очень любили театр. Детей, их было десять, часто брали на музыкальные и драматические спектакли. Правда, по началу Костя и его братья театру предпочитали цирк и сами устраивали дома цирковые представления.
"Театр Констанцо Алексеева!"- объявлял "директор" цирка в стареньком отцовском цилиндре и самодельном в фраке, раскланиваюсь перед домочадцами. Затем Костя выводил на арену воображаемую лошадь, которая под щелканье кнута вставала на дыбы. За кулисами Костя быстро менял костюм на длинную сорочку, завязанную у щиколоток, щедро белил лицо пудрой и румянил свеклой, и публике представал веселый рыжий клоун!
Дети с удовольствием принимали участие в представлении. Акробаты кувыркались и ходили на руках, клоуны жонглировали стеклянными шариками, а прекрасная наездница Зина в пачке из марли прыгала через обруч, обтянутый тонкой бумагой. Даже музыка в цирке звучала -старший брат Володя играл на рояле, заменяя целый оркестр. Однако случалось, что Володя посреди представления вдруг бросал играть, и представление обрывалась. Ох, и сердился тогда директор Цирка!
Постепенно цирк уступил место кукольному театру. Очень уж нравились Косте приключения и фантастические превращения. А разве сыграешь и по-настоящему в комнате, завешанной простынями? Другое дело-картон и тонкая оберточная бумага. Из этих волшебных материалов можно создать что угодно! Дети заказали плотнику большой стол, который поставили в дверях. В одной комнате оказался зрительный зал, а в другой-сцена и закулисный мир. Володя рисовал декорации, изобретал трюки и эффекты: грозу, огонь, фейерверки. А Костя придумывал кукол и исполнял роли.
Как же любили эти детские спектакли многочисленные зрители! Теперь все свободное от уроков время дети готовились к будущему спектаклю. И с большим интересом продолжали ходить в театр оперы и балета, ведь им нужно было получить материал для творчества.
Чуть позже самыми любимыми для Кости стали представления Малого театра. Тогда на его сцене блистали многие замечательные актеры. К каждому посещению они серьезно готовились с друзьями: вместе читали пьесу, изучали критические статьи о ней. Потом все вместе смотрели спектакль и делились своими впечатлениями.
В те времена во многих семьях устраивались домашние чтения и любительские постановки. И в усадьбе Алексеевых в Любимовке тоже был флигель со сценой и зрительным залом, построенный специально для представлений. Участвовали все домочадцы: родители, дети, родственники, гувернеры и гувернантки.
Впервые четырнадцатилетней Костя вышел на сцену в водевиле "Чашка чаю". Он мечтал быть похожим на актера-комика Николая Игнатьевича Музиля и выбрал роль старика-чиновника, которую тот играл в Малом театре. Часами Костя копировал мимику и жесты любимого артиста и старался предать своему голосу хрипотцу. В день представления он не находил себе места. Он будет играть великолепно, и все будут поражены его талантом!
И вот Костя на сцене-порывистый, темпераментный. Он бросается от одной кулисы к другой, вихрем носится по сцене, сметая все на своем пути. Он говорит и жестикулирует в бешеном темпе, ведь внутри пылает огонь творчества. Костя уходит за кулисы, уверенный, что его игра ослепила всех. Но где же овации и восторги? И что значит "все-таки очень мило", сказанное постановщиком спектакля о его работе. Оказалось, юный актер говорил и двигался так быстро, что зрители просто не понимали, что происходит на сцене.
Но неудачный дебют не остановил мальчика. Константин уже любил театр всей душой. Он тоже начал ставить спектакли вместе с братьями, сестрами и друзьями. С самого начала в нём словно боролись два противоположных желания. С одной стороны, он хотел выглядеть красиво и срывать овации. Он был высоким темноволосым красавцем, обладал громким голосом, и порой казалось, что ему с самой судьбой предназначено играть трагические или романтические роли. Но с другой стороны, он искал на сцене правды, естественности и простоты. Еще будучи маленьким мальчиком, он изображал в домашнем спектакле зиму. На сцене соорудили костер, спрятав в кучу хвороста свечу. А Косте дали в руки палку, но строго-настрого запретили совать её в огонь. Нужно было лишь изображать, будто он делает это. Но мальчику казалось бессмысленным что-то изображать, когда можно было сделать это на самом деле. И конечно, он сунул деревяшку прямо в огонь свечи, и, конечно, начался пожар. Костя очень испугался. Но зато все было по правде!
В своих ролях он пытался добиться той же правды. Константин и его товарищи считали, что актер должен сродниться, сблизиться со своим персонажем. Поэтому они оставались в образе даже после репетиций. К примеру, если кому-то досталась роль влюбленного студента, то ему следовало вздыхать и бледнеть каждый раз, когда его сценическая возлюбленная входила в комнату.
Когда в домашнем театре Алексеевых ставили комическую оперу н по японским мотивам "Микадо", их дом превратился в уголок Японии. В московском цирке работала тогда японская семья акробатов. По просьбе Алексеевых японцы взялись помогать в постановке. Они учили всех участников в спектакле, как правильно по-японски ходить, кланяться, танцевать и владеть веером. Дома вся семья облачалась в кимоно. А женщины целыми днями ходили со связанными в коленях ногами, чтобы научиться двигаться, как настоящие японки,- мелкими шажками.
Театры в те времена выпускали десятки спектаклей в год, и артисты порой не успевали выучить свои реплики. Поэтому им нужна была помощь суфлёра-специального человека, который подсказывал текст. Располагался он суфлерской будке. Она почти целиком скрыта под сценой, над помостом возвышается лишь щит в виде ракушки. Так что актеры видят суфлера и слышат его голос, а зрителей-нет. Но в Алексеевском кружке (так назывался домашний театр Алексеевых) репетировали так долго, что знали текст назубок и обходились без суфлера.
Шло время. Сестры и брат Константина выросли и обзавелись собственными семьями. Времени на театральные постановки не осталось, и Алексеевский кружок распался. Однако Константин был не в силах отказаться от театра. Правда, теперь ему приходилось выступать в чужих любительских спектаклях. Порой представление шли в грязных нетопленных помещениях. Часто в кружках ставились глупенькие комедии или бессмысленные водевили, а исполнители запросто могли не прийти на репетицию и даже на спектакль. И всё же это был театр!
Но существовала одна серьезная проблема. Алексеевы были очень богатыми русскими промышленниками, известными по всей России. Семья издавна владела фабрикой, которая производила золотые и серебряные нити. И разумеется, имя "Константин Алексеев" совсем не годилось для сцены. Нужно было придумать псевдоним. Так и появился актер со звучной фамилией Станиславский.
Константин договорился с отцом, что будет заниматься театром в свободное время. Днем он работал в конторе, а по вечерам играл на сцене, смотрел спектакли, обдумывал идеи собственных постановок. Несмотря на то что душой Константин всегда был в театре, ему удалось добиться успехов и в промышленности.
До 1917 года Константин Сергеевич служил директором Золотоканительной фабрики. Он провел реорганизацию предприятия, увеличил его мощность и даже создал.... театр для рабочих фабрики.
Любительские кружки Константину всё же пришлось покинуть. Однажды на плохенький спектакль, в котором он участвовал, случайно попал его отец. На следующий день отец предложил ему создать свой собственный кружок-лишь бы сын не играл больше "всякую гадость".
Удивительно, но драматической школы в России в те времена практически не существовало. Будущие актеры учились в театральном училище при Малом театре вместе с артистами балета. Правда, ученица великого актера Щепкина Гликерия Федотова как раз тогда набирала детей в драматический класс. Но что в нём было делать взрослому Константину Сергеевичу?
К счастью, Станиславский подружился с мужем Гликерии Николаевны, театральным педагогом Александром Федотовым, и тот помог Константину Сергеевичу освоить тонкости актерской профессии, усовершенствовать мастерство. А потом Константин Станиславский, Александр Федотов и музыкант Федор Комиссаржевский создали Московское общество литературы и искусства, которое устраивало и спектакли.
Постепенно Станиславский начал ставить пьесы в качестве режиссера. Его приглашали и в любительские театры, и для работы с профессиональными актерами. Станиславскому нравилось нечто небывалое, фантастическое, нравилось удивлять зрительно неожиданными превращениями. Но прежде всего он заботился о том, чтобы помочь актеру. Как это можно сделать? Например, у одного из главных героев спектакля была не очень выразительная мимика, то есть он не слишком хорошо владел мышцами лица. Но зато у него был сильный и красивый голос. И вот в самой драматической сцене режиссер вдруг взял и спрятал лицо актера в полумраке. В результате зрители слышали лишь его выразительный голос. Нужный для этой сцены эффект был достигнут.
Но пришло поговорить время о том, что такое- режиссура. Современные театральные режиссеры,, по сути, настоящие авторы спектакли. Обычно они берут пьесу, написанную драматургом, но представляют на сцене уже своё личное, неповторимое прочтение этой пьесы.
В те времена, когда Станиславским начал ставить спектакли, всё было по-другому. Большинство тех, кто назывались тогда режиссерами, были скорее администраторами. Они определяли, где актеры будут стоять, и как будут перемещаться по сцене. Провинциальные режиссеры попросту копировали то, что делали столичные театры, и это никого не удивляло. Самыми главными в театре были актеры- премьеры. ( Премьер по-французски значит "первый", так называли самых лучших актеров, игравших главные роли). Они выбирали себе подходящую роль, учили только её и мало беспокоились о том, как будет выглядеть спектакль в целом. Большинство театров выпускали новый спектакль каждую неделю, а разве успеешь хорошенько подготовиться за семь дней?
Константин Сергеевич Станиславский предложил работать над спектаклем иначе. Представление репетировалось долго и тщательно. Станиславский ввёл предварительный, так называемый застольный период работы над пьесой. Режиссер вместе с актером подробно разбирали роль, чтобы понять, что персонаж чувствует, что им движет, о чем он думает.
В 1885 и 1890 году в Москву приезжал театр герцога Мейнингенского и Станиславский был поражен его декорациями. Они так много рассказывали об эпохе, в которую происходили события спектакля. С тех пор в своих постановках Станиславский заботился о том, чтобы пространство было заполнено исторически верными деталями быта. Например, если спектакль речь шла о деревне, то на сцене появлялась настоящая изба с крестьянской утварью. Станиславский предпринимал целые экспедиции, чтобы раздобыть старинные ткани для костюмов и различные древности.
А может ли помочь актеру сценический пол? Константин Сергеевич считал, что от обычного театрального пола из гладких досок толку мало. Поэтому в одном из спектаклей Константин Алексеевич сконструировал на сцене горы и пропасти, деревья и провалы. Актерам приходилось прыгать по скалам, перелезать через камни, протискиваться через расщелины. Они пугались, злились, осторожничали, проходя по лабиринтам нового сценического пола, придуманного Станиславским. Эти неподдельные эмоции, новые жесты и движения помогали им, делали роли убедительнее.
А в июне 1887 года Константин Сергеевич познакомился с Владимиром Ивановичем Немирович- Данченко, и они совместно начали обсуждать создание Московского Художественного общедоступного театра.
Владимир Иванович был литературным деятелем, педагогом и известным драматургом. Он давно присматривался к тому, что делает Станиславский, и в конце концов предложил работать вместе.
Несмотря на то что до открытия театра оставалось еще больше года, нашедшие друг друга соратники не стали откладывать дело в долгий ящик. На первой же встрече они обсудили, кого пригласят в труппу, какие спектакли будут ставить, за какую часть процесса каждый из них будет отвечать. Постановочная и режиссёрская части остались за Станиславским, а выбор пьес и административные заботы легли на плечи Немировича-Данченко. Так и появился Московский Художественный театр, который стал, пожалуй самым известным театром в России.
В те времена актеры работали в ужасных условиях. Гримировальные комнаты устраивали под сценой. Пока актер перед кривоватым зеркалом приклеивал себе бороду, сверху на него сыпался мусор со сцены. Отапливались театры только во время представления, а репетировать приходилось в холоде. Ожидая своего выхода на сцену, артисты толкались в грязных коридорах, тут же перекусывали, сплетничали, а порой переругивались. Станиславский и Немирович-Данченко решили положить этому конец. Они позаботились о том, чтобы у каждого актера была своя маленькая комната со столом, книжной полкой, диваном, и окном, она называлась "уборная". Здесь артист готовился к роли и отдыхал. Так стало намного комфортнее. Но и требования к актерам в новом театре тоже повысились. Теперь они должны были соблюдать дисциплину, приходить вовремя, уважать себя и своих коллег, не лениться и не капризничать!
На протяжении всей жизни Станиславский продолжал свои поиски в области актерской техники. Он видел, что большинство актеров на сцене не чувствую того, что изображают. Как же научиться испытывать на сцене переживания так, как будто бы они есть на самом деле? Чтобы ответить на эти вопросы, Станиславский создавал студии, где работал с молодыми актерами, экспериментировал, искал новые творческие решения.
А еще актер должен был быть наблюдательным, обладать хорошей памятью и развивать воображение. Константин Сергеевич разработал множество способов, помогающих актерам вжиться в роль. Его находки настолько сильно повлияли на представление об актерском мастерстве, так распространились по всему миру, что стали называться "системой Станиславского".
А ведь начиналось все с увлечения мальчика Кости Алексеева театральным искусством. Из этой его детской любви к театру и родился весь новый, современный театр- живой, искренний, открытый навстречу публике,-который теперь по праву можно назвать театром Станиславского.
Дина Артемкина
Контакты
Создано / Изменено: 1 февраля 2022 / 31 марта 2023
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: