Детство великих полководцев
Все ученые, первооткрыватели, полководцы когда-то были детьми. Как показывает история, великие люди были такими же непоседливыми и шаловливыми детьми, кто-то из них приносил немало проблем родителям. А кто-то наоборот взрослел раньше времени. Многие из этих военных теоретиков порой не имели высшего образования, не оканчивали школ, а некоторые вообще считались умственно отсталыми, однако все трудности и ярлыки не остановили их на пути к достижению славы и признания.
Пётр I родился 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В день рождения младенца Петра в столице звонили колокола во всех церквях и целый день продолжались торжественные молебны. У Алексея Михайловича было 14 детей. 13 детей от первой жены, а когда она умерла царь женился второй раз, родился четырнадцатый -маленький Петр. Дочери у Алексея Михайловича рождались крепкими и здоровыми, а с мальчиками ему не везло. Из братьев Петра выжили только двое. Да и то самый старший Федор, почти не мог ходить- у него опухали ноги, и он с трудом поднимался с постели, а при виде Иоанна царь сразу становился печальным.
Зато Петр родился здоровым, ученные доктора удивлялись его большому росту и поздравляли царя. В честь этого счастливый отец устроил через месяц угощение-родильный стол. В самой большой палате Кремля, ее называют Гранатовой собрались знатные люди России, они привезли маленькому Петру различные подарки: хрустальные кружки, золотые кубки, перстни. Гости удивлялись громадной коврижке, которую надо было съесть. Коврижку украшал государственный герб, два орла отлитые из сахара весом больше двадцати кг каждый, и еще сахарные лебеди, попугаи, утята и даже сахарный Кремль с башнями, пушками, пешими воинами и конными. Сахар в те времена считали на Руси редким и дорогим угощением.
Сначала царевичу Петру выбрали маму-кормилицу. А для этого собирали 20 или 30 здоровых молодых женщин, у которых тоже родились недавно малыши. Придирчиво осматривали их. пробовали на вкус грудное молоко и только одна или две могла стать кормилицей. Маленький Петр до 2.5 лет питался грудным молоком. Ведь это самое полезное питание. А еще у царевича были няньки, которые следили за его бельем, постелью, одеждой. И когда он научился ходить его уже тогда одевали как взрослого, только одежда в разы меньше. Появились у него и первые игрушки- деревянные, обшитые кожей лошадки на колесиках, с настоящими седлами, украшенными драгоценными камнями и расшитыми золотыми нитями. Еще среди игрушек были пушечки , маленькие луки и стрелы, барабаны. А чтобы царевич не скучал -играть же в одиночку неинтересно,- к нему приводили детишек из знатных семей. Одним из них был Александр ( или его звали тогда Алексашка) Меньшиков. На всю жизнь он сделался ближайшим другом и помощником Петра, человеком, которому царь доверял больше чем другим. В те времена карлики были при каждом царском и королевском дворе, именно карлики и забавляли детей.
В три года у царевича уже была своя маленькая золоченая карета, в которую впрягали крошечных лошадок. По бокам кареты ехали конные и пешие карлы. Только недолго длилось беззаботное детство Петра, ему не исполнилось и четырех лет, как отец заболел и умер. Но страной должен кто то управлять, и царем был вначале старший брат Федор, которого доктора так и не смогли поставить на ноги, и поэтому на коронацию бояре несли Федора в кресле. Он процарствовал всего 6 лет, а потом российский трон опять опустел. И тогда знатные люди дворца вновь задумались кого же сделать царем? Вроде положено Иоанну -он старший, но каждому ясно, что человек со слабым умом, управлять державой не может. Царем собирались объявить Петра, но этому воспротивились бояре Милославские, тк царевич Иван был сыном первой жены Марии Ильиничны Милославской , а Петр от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
И два этих боярских клана начали соперничать между собой за власть, да и это открывало путь к еще большему богатству. Тогда Милославские и старшая сестра Софья Алексеевна, а она уже к тому времени была взрослой и сама хотела править Русью, но и к тому же ненавидела маленького Петра, организовали бунт. В то время русская армия состояла из стрелецких полков.
Царевна Софья с помощью своих приближенных подкупила стрельцов, и сподвигла их на бунт. Пьяные стрелки ворвались с криками в Кремль.
-Хотим двух царей-Петра и Ивана!-кричали они
-И пусть царевна Софья тоже правит!- требовали другие.
Навстречу им вышла царица Наталья, мать Петра. Она вывела за руки царевичей, вместе с ними вышли и знатные бояре. Все они хотели успокоить орущую толпу, но стрелки прямо на глазах мальчиков убивали родственников. Эти события тяжело сказались на психике 10-летнего мальчика. В результате этого бунта было назначено два царя Иван V и Петр I и еще одна правительница над ними.
Было тогда Петру 10 лет. Для двух царевичей сделали специальный двойной серебряный трон. Когда приезжали иностранные послы, юные цари принимали их. Иностранное посольство торжественно подходило в палату и медленно подходили к серебряному трону, на которых в роскошных царских убранствах сидели рядышком два брата, два русских царя. Старший брат Петра, был от рождения болен. Он плохо видел, невнятно говорил.
А за спинками кресел прятались бояре, они подсказывали царям, какие слова царям произносить, какие вопросы задавать, да и как вести себя. Послы удивлялись насколько два брата были разными. Иоанн. сидел на троне неподвижно, нахлобучив шапку на глаза и уставившись в пол. Он ни на что не обращал внимание, и ждал когда же это все закончится. А младший же Петр наоборот , смотрел на всех с интересом. Он очень был живым мальчиком и к тому же очень красивым.
- Удивительная страна Россия-говорили между собой иностранцы. Мало того, что на троне сидят сразу два царя, так есть еще и правительница-их взрослая сестра. Кто же тогда правит страной?
-Цари-они для торжественных приемов, а по настоящему правит всей державой, войсками, царевна Софья,-объясняли знающие.
На самом деле все дела на Руси вершила София, только подписи на важных указах стояли царевичей. От их имени она могла объявить войну или договориться о мире, хотя оба царя об этом часто и не догадывались. Любимыми игрушками царевича с раннего детства были сабли, пушки, лошадки. Его игрушечный арсенал постоянно пополнялся: зная о пристрастиях Петра к военным играм, ему все дарили новое оружие. Среди дарителей были и иностранные послы- так Петр еще в детстве смог познакомиться не только с русским, но и заморским вооружением Чтобы реже встречаться с Софьей, матушка маленького Петра переехала в село Преображенское, которое находилось за пределами Москвы.
У царя Петра были два учителя- Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Они научили его читать, писать, познакомили с библией, а больше они и сами не знали.
- Какие еще на Земле есть государства-спрашивал маленький Петр?
А учителя только плечами пожимали. Когда маленький Петр вырос в Петра Великого, он очень жалел, что в детстве его плохо научили наукам и пришлось многое узнавать самому. Все дело было в том, что царевна Софья вовсе не собиралась отдавать Петру власть, когда он вырастет. Она хотела сама стать царицей- и поэтому не следила за обучением Петра. Но если бы Петр рос в скучном дворце, в окружении свиты из бояр-воспитателей, он, возможно, не стал бы таким великим царем. Потому что добиться чего-то большего может лишь человек, который многое умеет делать сам.
Здесь, в Преображенском, выходил он на улицу, а рядом веселые плотники избу строили.
- Давайте-ка и мне топор, помогу вам бревна тесать,-просился маленький царь.
- А что, почему бы и не дать, если царь просит,- говорил со смехом молодой плотник и протягивал топор.
Если бы Петра воспитывали кремлевские бояре, тут же бы они все сбежались-вырвали бы у маленького царя топор. чтоб не поранился, а плотников наказали бы. А так никто Петру не мешал, а наоборот научили, как топор ловче держать. Скоро Петр в самом деле работал наравне с плотниками и заказал, чтобы ему из Москвы привезли хороший плотничий инструмент. Доложили о странном заказе и царевне Софье.
- Пусть себе тешится, избы строит,-беззаботно отвечала Софья,-лишь бы во власть не лез.
А Петр уже новые заказы прислал: потребовал инструмент столяра, потом- кузнеца, потом-каменщика.
- Исполняйте каждый заказ, пусть себе тешится,-снова приказала Софья.
- А в друзьях у него не боярские дети, а всяческие худородные, с ними он и в игры играет, и ремёслами занимается,- докладывали царевне.
- Так и хорошо!-радовалась правительница Руси.- гляди, и сам мужиком станет, о царстве насовсем забудет.
Такое вот удивительное уличное образование было у царя.
Однажды в одном сарае Пѐтр увидел лодку громадных размеров. Борта еѐ почернели от времени. Прежде Пѐтр видел только маленькие утлые лодочки-челны, они плавали иногда по Москве-реке да еѐ притоку речке Яузе. - Откуда такое чудо-юдо взялось? – удивился Пѐтр. - А никто и не помнит откуда. Называют его «ботик». Говорят, доставили его с Белого моря, из северного города Архангельска. … - Судно хорошее, починить можно и против ветра ходить будет, - сказал иностранный мастер. Скоро ботик уже плавал по реке Яузе, и Пѐтр учился у иностранного мастера, как управлять парусами. Так началось увлечение будущего Петра Великого морским делом.
Скоро у Петра появилось еще одно увлечение: стал он играть в военные игры. Набрал мальчишек такого же возраста, как сам, велел изготовить им оружие -деревянные пушки, деревянные мечи и сабли, обучил их маршировать и с оружием управляться, а потом и сражения на потеху стал устраивать. Поначалу сражения полков действительно были игрой. Ружья заряжались холостыми патронами, а пушки-репой, горохом и другими овощами. Получилось "потешное войско", Петровские войска назывались потешными вовсе не потому, что развлекали юного царя. Просто они находились за городом, в деревнях, куда цари со свитой выезжали на летние каникулы, потому деревни эти называли «потешными», как и игровую армию юного государя.
Первым был создан Преображенский полк, чуть позже-Семёновский и Измайловский. Все они получили имена по названиям подмосковных сёл, близ которых они базировались. Сначала в войско набирали ребят из дворцовых сёл Преображенского и Семёновского, а потом стали брать в солдаты и взрослых людей. Первым в петровскую потешную армию вступил конюх Сергей Бухвостов. Пётр прозвал его «первым российским солдатом». Для обучения полков Петр приглашал иностранных военных специалистов. Сам Петр не спешил командовать войсками, он понимал, что сначала надо многому научиться, и решил пройти все ступени военной карьеры. Начал службу в потешном Преображенском полку простым барабанщиком, и в конце концов дослужился до бомбардира (артиллериста). Но когда царевич подрос, Петру исполнилось 15 лет в селе Преображенском построили городок-крепость под названием Пресбург, это был настоящий военный городок с земляными стенами, башнями, амбарами для хранения пушек, крепки избами, где вместе с солдатами жил и сам царь. Потешные войска разыгрывали штурм крепости и проводили другие военные операции. Появились пушки и пушкари, собственные корабли. Во время таких уже настоящих учений участники получали настоящие раны, некоторые погибали. особенно кровопролитной оказалась Кожуховская потешная операция, настоящее военное столкновение двух армий. В ней участвовало больше 15 тысяч человек-24 солдата погибли. Так игрушечное войско незаметно превратилось в большую военную силу с хорошо обученными солдатами.
Иногда царевич Петр со своими потешными отрядами устраивал нападения на проезжих и даже бомбардировал окрестные села, в результате этого учение и мастерство тоже возрастало, но и страдали ни в чем не повинные люди. остановить царевича было некому. Среди окружения Петра не нашлось человека, который смог бы вовремя обуздать его, указать на жестокость и неуместность некоторых забав. Его мать Наталья Кирилловна была занята политической борьбой с царицей Софьей. А воспитатель Никита Зотов, склонный к выпивке, не был для Петра моральным авторитетом. А все остальное окружение молодого царевича, стремились наоборот ему понравится, поощряли его, дабы получить из этого какую то свою выгоду. В результате в Петре закрепились такие черты характера, как жестокость, склонность к грубым забавам, неумением считаться с другими людьми, стремление к цели, невзирая на жертвы. Эти качества сильно вредили ему и в зрелые годы.
В Москве 17 века была Немецкая слобода, там жили не только немцы-просто этим словом ( от слова "немой", то есть "незнающий языка") называли на Руси всех иностранцев. В Немецкой слободе проживали выходцы едва ли не со всей Европы. Это были и купцы, и иностранные специалисты (военные, лекари, инженеры), да и просто авантюристы, которые по каким то причинам решили попытать счастье на чужбине. Иногда немецкую слободу называли Кукуй, по названию протекающего там ручья. И эта слобода была недалеко от села Преображенское. Любознательный царевич нередко заглядывал сюда, чтобы посмотреть обычаи, столь непохожие на повседневную жизнь его окружения. Это было для мальчика как небольшое заграничное путешествие. Немецкая слобода отличалась от русских улиц и городов: архитектурой домов, одеждой жителей ( она была более свободной и открытой, особенно это было видно у женского пола), и еда ( здесь например уже пили кофе), развлечениями ( в моде были танцы, азартные игры. курение табака, все то что было запрещено на Руси). Юный Петр попал под очарование этой жизни, в немецкой слободе он чувствовал себя гораздо свободнее, все это произвело на Петра глубокое впечатление, что он решил, когда станет царем, внести некоторые из них во всей России.
Там же Петр подружился с мастерами из немецкой слободы, это были удивительные и талантливые люди, они умели делать такие вещи, о которых в то время в России и не слышали. Например, голландец Франц Тиммерман научил его работать с астролябией. С помощью этого прибора можно было , не сходя с места , узнать расстояние до любого предмета. Новые знакомые рассказывали юному русскому царю о заморских плаваниях к далеким землям, о замечательных научных открытиях. И понял Петр, что в России надо изменить многие порядки, иначе она совсем отстанет от европейского мира.
Доложив в очередной раз царевне Софье о делах Петра, она и задумалась. Не заметила она, как превратился мальчик в юношу. И потешная его армия-не детская забава, а настоящее войско Вот-вот может потребовать у неё власть , которая положена ему по закону.
- Как же я это проглядела!-испугалась она.
Тогда и решила Софья подослать убийц к брату -сопернику. Только планам её сбыться не удалось, ненавистный Петр остался жив, а стрельцы не пошли против законного царя. Софью отправили в монастырь и постригли в монахинию. А Петр стал настоящим царем, а не ряженым, как прежде.
Сделавшись единоличным правителем Петр решил совершить заграничное путешествие. До него ни один царь не покидал пределы родной страны, ограничиваясь отправкой послов. Но Петр сам хотел увидеть все своими глазами, чтобы перенять полезные для государства правила и установления. Еще одной причиной была попытка заключения союза с европейскими державами против Турции. Петр Первый ехал в Европу не как царь- официально он числился в составе делегации как Петр Михайлов. Это он сделал для того, чтобы избежать длинных и утомительных церемоний, которые были неизбежны при встречах. К тому же таким образом Петр сохранял большую свободу, мог запросто общаться с иностранцами и делать вещи, которые не полагались царю по статусу.
Первая длительная остановка была совершена в Голландии, в то время она была самой мощной морской державой. Здесь Петр решил изучить все тонкости кораблестроения, и ради этого нанялся на работу в судостроительную организацию простым плотником. Продолжил он эти учения после в Англии. За границей Петра интересовало буквально все стороны жизни, научные, технические достижения. Он посещал уроки анатомии, различные музеи, типографии, фабрики. Русский царь вникал в подробности работы органов государственной власти и устройства различных учреждений-школ ,больниц, аптек,тюрем. Во время Великого посольства (путешествия) Петр нанял несколько тысяч иностранных мастеров самых разных профессий, чтобы они приехали в Россию не только работать и служить, но и обучать наших соотечественников. А несколько десятков русских дворян послал учиться в Европу корабельному делу. Но пока Петр путешествовал в Москве вновь был бунт стрельцов, те вновь хотели посадить на русский престол царевну Софью. НО бунт был подавлен, восставшие стрелецкие части были разбиты регулярными войсками, верными Петру-бывшими потешными полками. Вернувшись в Москву, Петр сурово наказал как зачинщиков, так и многих рядовых бунтарей. Тогда и было принято решение распустить стрелецкое войско.
Петру так понравилась европейская жизнь, что первым что он хотел сделать перестроить Россию по европейскому образцу. А начать решил с быта, с повседневной жизни. Сразу после возвращения Петр Первый символично взял в руки ножницы и принялся остригать бороды пришедших к нему боярам. У многих это вызывало шок. Ведь борода считалась неотъемлемой частью взрослого мужчины. Но а те кто все же брился, тех народ осуждал. Многие те их которых, были вынуждены по воле Петра сбрить бороду, носили свои отрезанные бороды в карманах и просили хоронить их вместе с этими обрезанными бородами. Но а для тех, кто все же против был сбривать бороды, для них был введен специальный налог, чтобы получить разрешение носить бороду купец должен был заплатить 100 рублей, боярин-60, а простой горожанин-30 в год. По тем временам это были огромные деньги. Уплативший пошлину получал специальный медный знак, на котором значилось "Уплачено за бороду".
По приезду Петр начал вершить большие государственные дела: строить новые города, прокладывать новые дороги, создавать российский школы и академии наук, появились типографии, где стали печатать книги и учебники, стала развиваться промышленность, разрабатывались месторождения полезных ископаемых, необходимых для производства. Создана новая армию и новый флот. На берегу Финского залива Петр основал город Санкт-Петербург-новую столицу России. Петр Первый старался быстрее научить своих подданных всему, что узнал сам из книг и во время путешествий по европейским странам. В результате за двадцать лет Россия из отсталой страны превратилась в великую европейскую державу, и за это мы и называем царя преобразователя Петром Великим.
Интересные факты из жизни Петра I, Реформы Петра
материалы из книги Валерия Воскобойникова,
Александра Монвиж-Монтвид
Контакты
Считается, что дети, чьи родители были военнообязанными, в будущем становятся очень общительными, разносторонними людьми, которые никогда не останавливаются на достигнутом. О том, как проходило детство будущих звезд и повлияли ли родители на решение своих детей в нашей рубрике
Пётр I родился 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича Романова и царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. В день рождения младенца Петра в столице звонили колокола во всех церквях и целый день продолжались торжественные молебны. У Алексея Михайловича было 14 детей. 13 детей от первой жены, а когда она умерла царь женился второй раз, родился четырнадцатый -маленький Петр. Дочери у Алексея Михайловича рождались крепкими и здоровыми, а с мальчиками ему не везло. Из братьев Петра выжили только двое. Да и то самый старший Федор, почти не мог ходить- у него опухали ноги, и он с трудом поднимался с постели, а при виде Иоанна царь сразу становился печальным.
Зато Петр родился здоровым, ученные доктора удивлялись его большому росту и поздравляли царя. В честь этого счастливый отец устроил через месяц угощение-родильный стол. В самой большой палате Кремля, ее называют Гранатовой собрались знатные люди России, они привезли маленькому Петру различные подарки: хрустальные кружки, золотые кубки, перстни. Гости удивлялись громадной коврижке, которую надо было съесть. Коврижку украшал государственный герб, два орла отлитые из сахара весом больше двадцати кг каждый, и еще сахарные лебеди, попугаи, утята и даже сахарный Кремль с башнями, пушками, пешими воинами и конными. Сахар в те времена считали на Руси редким и дорогим угощением.
Сначала царевичу Петру выбрали маму-кормилицу. А для этого собирали 20 или 30 здоровых молодых женщин, у которых тоже родились недавно малыши. Придирчиво осматривали их. пробовали на вкус грудное молоко и только одна или две могла стать кормилицей. Маленький Петр до 2.5 лет питался грудным молоком. Ведь это самое полезное питание. А еще у царевича были няньки, которые следили за его бельем, постелью, одеждой. И когда он научился ходить его уже тогда одевали как взрослого, только одежда в разы меньше. Появились у него и первые игрушки- деревянные, обшитые кожей лошадки на колесиках, с настоящими седлами, украшенными драгоценными камнями и расшитыми золотыми нитями. Еще среди игрушек были пушечки , маленькие луки и стрелы, барабаны. А чтобы царевич не скучал -играть же в одиночку неинтересно,- к нему приводили детишек из знатных семей. Одним из них был Александр ( или его звали тогда Алексашка) Меньшиков. На всю жизнь он сделался ближайшим другом и помощником Петра, человеком, которому царь доверял больше чем другим. В те времена карлики были при каждом царском и королевском дворе, именно карлики и забавляли детей.
В три года у царевича уже была своя маленькая золоченая карета, в которую впрягали крошечных лошадок. По бокам кареты ехали конные и пешие карлы. Только недолго длилось беззаботное детство Петра, ему не исполнилось и четырех лет, как отец заболел и умер. Но страной должен кто то управлять, и царем был вначале старший брат Федор, которого доктора так и не смогли поставить на ноги, и поэтому на коронацию бояре несли Федора в кресле. Он процарствовал всего 6 лет, а потом российский трон опять опустел. И тогда знатные люди дворца вновь задумались кого же сделать царем? Вроде положено Иоанну -он старший, но каждому ясно, что человек со слабым умом, управлять державой не может. Царем собирались объявить Петра, но этому воспротивились бояре Милославские, тк царевич Иван был сыном первой жены Марии Ильиничны Милославской , а Петр от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.
И два этих боярских клана начали соперничать между собой за власть, да и это открывало путь к еще большему богатству. Тогда Милославские и старшая сестра Софья Алексеевна, а она уже к тому времени была взрослой и сама хотела править Русью, но и к тому же ненавидела маленького Петра, организовали бунт. В то время русская армия состояла из стрелецких полков.
Царевна Софья с помощью своих приближенных подкупила стрельцов, и сподвигла их на бунт. Пьяные стрелки ворвались с криками в Кремль.
-Хотим двух царей-Петра и Ивана!-кричали они
-И пусть царевна Софья тоже правит!- требовали другие.
Навстречу им вышла царица Наталья, мать Петра. Она вывела за руки царевичей, вместе с ними вышли и знатные бояре. Все они хотели успокоить орущую толпу, но стрелки прямо на глазах мальчиков убивали родственников. Эти события тяжело сказались на психике 10-летнего мальчика. В результате этого бунта было назначено два царя Иван V и Петр I и еще одна правительница над ними.
Было тогда Петру 10 лет. Для двух царевичей сделали специальный двойной серебряный трон. Когда приезжали иностранные послы, юные цари принимали их. Иностранное посольство торжественно подходило в палату и медленно подходили к серебряному трону, на которых в роскошных царских убранствах сидели рядышком два брата, два русских царя. Старший брат Петра, был от рождения болен. Он плохо видел, невнятно говорил.
А за спинками кресел прятались бояре, они подсказывали царям, какие слова царям произносить, какие вопросы задавать, да и как вести себя. Послы удивлялись насколько два брата были разными. Иоанн. сидел на троне неподвижно, нахлобучив шапку на глаза и уставившись в пол. Он ни на что не обращал внимание, и ждал когда же это все закончится. А младший же Петр наоборот , смотрел на всех с интересом. Он очень был живым мальчиком и к тому же очень красивым.
- Удивительная страна Россия-говорили между собой иностранцы. Мало того, что на троне сидят сразу два царя, так есть еще и правительница-их взрослая сестра. Кто же тогда правит страной?
-Цари-они для торжественных приемов, а по настоящему правит всей державой, войсками, царевна Софья,-объясняли знающие.
На самом деле все дела на Руси вершила София, только подписи на важных указах стояли царевичей. От их имени она могла объявить войну или договориться о мире, хотя оба царя об этом часто и не догадывались. Любимыми игрушками царевича с раннего детства были сабли, пушки, лошадки. Его игрушечный арсенал постоянно пополнялся: зная о пристрастиях Петра к военным играм, ему все дарили новое оружие. Среди дарителей были и иностранные послы- так Петр еще в детстве смог познакомиться не только с русским, но и заморским вооружением Чтобы реже встречаться с Софьей, матушка маленького Петра переехала в село Преображенское, которое находилось за пределами Москвы.
У царя Петра были два учителя- Никита Зотов и Афанасий Нестеров. Они научили его читать, писать, познакомили с библией, а больше они и сами не знали.
- Какие еще на Земле есть государства-спрашивал маленький Петр?
А учителя только плечами пожимали. Когда маленький Петр вырос в Петра Великого, он очень жалел, что в детстве его плохо научили наукам и пришлось многое узнавать самому. Все дело было в том, что царевна Софья вовсе не собиралась отдавать Петру власть, когда он вырастет. Она хотела сама стать царицей- и поэтому не следила за обучением Петра. Но если бы Петр рос в скучном дворце, в окружении свиты из бояр-воспитателей, он, возможно, не стал бы таким великим царем. Потому что добиться чего-то большего может лишь человек, который многое умеет делать сам.
Здесь, в Преображенском, выходил он на улицу, а рядом веселые плотники избу строили.
- Давайте-ка и мне топор, помогу вам бревна тесать,-просился маленький царь.
- А что, почему бы и не дать, если царь просит,- говорил со смехом молодой плотник и протягивал топор.
Если бы Петра воспитывали кремлевские бояре, тут же бы они все сбежались-вырвали бы у маленького царя топор. чтоб не поранился, а плотников наказали бы. А так никто Петру не мешал, а наоборот научили, как топор ловче держать. Скоро Петр в самом деле работал наравне с плотниками и заказал, чтобы ему из Москвы привезли хороший плотничий инструмент. Доложили о странном заказе и царевне Софье.
- Пусть себе тешится, избы строит,-беззаботно отвечала Софья,-лишь бы во власть не лез.
А Петр уже новые заказы прислал: потребовал инструмент столяра, потом- кузнеца, потом-каменщика.
- Исполняйте каждый заказ, пусть себе тешится,-снова приказала Софья.
- А в друзьях у него не боярские дети, а всяческие худородные, с ними он и в игры играет, и ремёслами занимается,- докладывали царевне.
- Так и хорошо!-радовалась правительница Руси.- гляди, и сам мужиком станет, о царстве насовсем забудет.
Такое вот удивительное уличное образование было у царя.
Однажды в одном сарае Пѐтр увидел лодку громадных размеров. Борта еѐ почернели от времени. Прежде Пѐтр видел только маленькие утлые лодочки-челны, они плавали иногда по Москве-реке да еѐ притоку речке Яузе. - Откуда такое чудо-юдо взялось? – удивился Пѐтр. - А никто и не помнит откуда. Называют его «ботик». Говорят, доставили его с Белого моря, из северного города Архангельска. … - Судно хорошее, починить можно и против ветра ходить будет, - сказал иностранный мастер. Скоро ботик уже плавал по реке Яузе, и Пѐтр учился у иностранного мастера, как управлять парусами. Так началось увлечение будущего Петра Великого морским делом.
Скоро у Петра появилось еще одно увлечение: стал он играть в военные игры. Набрал мальчишек такого же возраста, как сам, велел изготовить им оружие -деревянные пушки, деревянные мечи и сабли, обучил их маршировать и с оружием управляться, а потом и сражения на потеху стал устраивать. Поначалу сражения полков действительно были игрой. Ружья заряжались холостыми патронами, а пушки-репой, горохом и другими овощами. Получилось "потешное войско", Петровские войска назывались потешными вовсе не потому, что развлекали юного царя. Просто они находились за городом, в деревнях, куда цари со свитой выезжали на летние каникулы, потому деревни эти называли «потешными», как и игровую армию юного государя.
Первым был создан Преображенский полк, чуть позже-Семёновский и Измайловский. Все они получили имена по названиям подмосковных сёл, близ которых они базировались. Сначала в войско набирали ребят из дворцовых сёл Преображенского и Семёновского, а потом стали брать в солдаты и взрослых людей. Первым в петровскую потешную армию вступил конюх Сергей Бухвостов. Пётр прозвал его «первым российским солдатом». Для обучения полков Петр приглашал иностранных военных специалистов. Сам Петр не спешил командовать войсками, он понимал, что сначала надо многому научиться, и решил пройти все ступени военной карьеры. Начал службу в потешном Преображенском полку простым барабанщиком, и в конце концов дослужился до бомбардира (артиллериста). Но когда царевич подрос, Петру исполнилось 15 лет в селе Преображенском построили городок-крепость под названием Пресбург, это был настоящий военный городок с земляными стенами, башнями, амбарами для хранения пушек, крепки избами, где вместе с солдатами жил и сам царь. Потешные войска разыгрывали штурм крепости и проводили другие военные операции. Появились пушки и пушкари, собственные корабли. Во время таких уже настоящих учений участники получали настоящие раны, некоторые погибали. особенно кровопролитной оказалась Кожуховская потешная операция, настоящее военное столкновение двух армий. В ней участвовало больше 15 тысяч человек-24 солдата погибли. Так игрушечное войско незаметно превратилось в большую военную силу с хорошо обученными солдатами.
Иногда царевич Петр со своими потешными отрядами устраивал нападения на проезжих и даже бомбардировал окрестные села, в результате этого учение и мастерство тоже возрастало, но и страдали ни в чем не повинные люди. остановить царевича было некому. Среди окружения Петра не нашлось человека, который смог бы вовремя обуздать его, указать на жестокость и неуместность некоторых забав. Его мать Наталья Кирилловна была занята политической борьбой с царицей Софьей. А воспитатель Никита Зотов, склонный к выпивке, не был для Петра моральным авторитетом. А все остальное окружение молодого царевича, стремились наоборот ему понравится, поощряли его, дабы получить из этого какую то свою выгоду. В результате в Петре закрепились такие черты характера, как жестокость, склонность к грубым забавам, неумением считаться с другими людьми, стремление к цели, невзирая на жертвы. Эти качества сильно вредили ему и в зрелые годы.
В Москве 17 века была Немецкая слобода, там жили не только немцы-просто этим словом ( от слова "немой", то есть "незнающий языка") называли на Руси всех иностранцев. В Немецкой слободе проживали выходцы едва ли не со всей Европы. Это были и купцы, и иностранные специалисты (военные, лекари, инженеры), да и просто авантюристы, которые по каким то причинам решили попытать счастье на чужбине. Иногда немецкую слободу называли Кукуй, по названию протекающего там ручья. И эта слобода была недалеко от села Преображенское. Любознательный царевич нередко заглядывал сюда, чтобы посмотреть обычаи, столь непохожие на повседневную жизнь его окружения. Это было для мальчика как небольшое заграничное путешествие. Немецкая слобода отличалась от русских улиц и городов: архитектурой домов, одеждой жителей ( она была более свободной и открытой, особенно это было видно у женского пола), и еда ( здесь например уже пили кофе), развлечениями ( в моде были танцы, азартные игры. курение табака, все то что было запрещено на Руси). Юный Петр попал под очарование этой жизни, в немецкой слободе он чувствовал себя гораздо свободнее, все это произвело на Петра глубокое впечатление, что он решил, когда станет царем, внести некоторые из них во всей России.
Там же Петр подружился с мастерами из немецкой слободы, это были удивительные и талантливые люди, они умели делать такие вещи, о которых в то время в России и не слышали. Например, голландец Франц Тиммерман научил его работать с астролябией. С помощью этого прибора можно было , не сходя с места , узнать расстояние до любого предмета. Новые знакомые рассказывали юному русскому царю о заморских плаваниях к далеким землям, о замечательных научных открытиях. И понял Петр, что в России надо изменить многие порядки, иначе она совсем отстанет от европейского мира.
Доложив в очередной раз царевне Софье о делах Петра, она и задумалась. Не заметила она, как превратился мальчик в юношу. И потешная его армия-не детская забава, а настоящее войско Вот-вот может потребовать у неё власть , которая положена ему по закону.
- Как же я это проглядела!-испугалась она.
Тогда и решила Софья подослать убийц к брату -сопернику. Только планам её сбыться не удалось, ненавистный Петр остался жив, а стрельцы не пошли против законного царя. Софью отправили в монастырь и постригли в монахинию. А Петр стал настоящим царем, а не ряженым, как прежде.
Сделавшись единоличным правителем Петр решил совершить заграничное путешествие. До него ни один царь не покидал пределы родной страны, ограничиваясь отправкой послов. Но Петр сам хотел увидеть все своими глазами, чтобы перенять полезные для государства правила и установления. Еще одной причиной была попытка заключения союза с европейскими державами против Турции. Петр Первый ехал в Европу не как царь- официально он числился в составе делегации как Петр Михайлов. Это он сделал для того, чтобы избежать длинных и утомительных церемоний, которые были неизбежны при встречах. К тому же таким образом Петр сохранял большую свободу, мог запросто общаться с иностранцами и делать вещи, которые не полагались царю по статусу.
Первая длительная остановка была совершена в Голландии, в то время она была самой мощной морской державой. Здесь Петр решил изучить все тонкости кораблестроения, и ради этого нанялся на работу в судостроительную организацию простым плотником. Продолжил он эти учения после в Англии. За границей Петра интересовало буквально все стороны жизни, научные, технические достижения. Он посещал уроки анатомии, различные музеи, типографии, фабрики. Русский царь вникал в подробности работы органов государственной власти и устройства различных учреждений-школ ,больниц, аптек,тюрем. Во время Великого посольства (путешествия) Петр нанял несколько тысяч иностранных мастеров самых разных профессий, чтобы они приехали в Россию не только работать и служить, но и обучать наших соотечественников. А несколько десятков русских дворян послал учиться в Европу корабельному делу. Но пока Петр путешествовал в Москве вновь был бунт стрельцов, те вновь хотели посадить на русский престол царевну Софью. НО бунт был подавлен, восставшие стрелецкие части были разбиты регулярными войсками, верными Петру-бывшими потешными полками. Вернувшись в Москву, Петр сурово наказал как зачинщиков, так и многих рядовых бунтарей. Тогда и было принято решение распустить стрелецкое войско.
Петру так понравилась европейская жизнь, что первым что он хотел сделать перестроить Россию по европейскому образцу. А начать решил с быта, с повседневной жизни. Сразу после возвращения Петр Первый символично взял в руки ножницы и принялся остригать бороды пришедших к нему боярам. У многих это вызывало шок. Ведь борода считалась неотъемлемой частью взрослого мужчины. Но а те кто все же брился, тех народ осуждал. Многие те их которых, были вынуждены по воле Петра сбрить бороду, носили свои отрезанные бороды в карманах и просили хоронить их вместе с этими обрезанными бородами. Но а для тех, кто все же против был сбривать бороды, для них был введен специальный налог, чтобы получить разрешение носить бороду купец должен был заплатить 100 рублей, боярин-60, а простой горожанин-30 в год. По тем временам это были огромные деньги. Уплативший пошлину получал специальный медный знак, на котором значилось "Уплачено за бороду".
По приезду Петр начал вершить большие государственные дела: строить новые города, прокладывать новые дороги, создавать российский школы и академии наук, появились типографии, где стали печатать книги и учебники, стала развиваться промышленность, разрабатывались месторождения полезных ископаемых, необходимых для производства. Создана новая армию и новый флот. На берегу Финского залива Петр основал город Санкт-Петербург-новую столицу России. Петр Первый старался быстрее научить своих подданных всему, что узнал сам из книг и во время путешествий по европейским странам. В результате за двадцать лет Россия из отсталой страны превратилась в великую европейскую державу, и за это мы и называем царя преобразователя Петром Великим.
Интересные факты из жизни Петра I, Реформы Петра
материалы из книги Валерия Воскобойникова,
Александра Монвиж-Монтвид
Контакты
Создано / Изменено: 30 ноября 2021 / 13 сентября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: