Детство великих полководцев
Все ученые, первооткрыватели, полководцы когда-то были детьми. Как показывает история, великие люди были такими же непоседливыми и шаловливыми детьми, кто-то из них приносил немало проблем родителям. А кто-то наоборот взрослел раньше времени. Многие из этих военных теоретиков порой не имели высшего образования, не оканчивали школ, а некоторые вообще считались умственно отсталыми, однако все трудности и ярлыки не остановили их на пути к достижению славы и признания.
Стояли теплые апрельские солнечные дни и посередине праздничной пасхальной недели в московском архиерейском доме при Чудовом монастыре появился на свет будущий наследник престола. Но пушки в честь этого события палили в Санкт-Петербурге-российской столице. Новорожденный приходился племянником царствующему императору Александру 1. И как только этот младенец родился император назначил его шефом лейб-гвардии Гусарского полк и поспешил на крестины. На это торжество прибыл и прусский король Фридрих Вильгельм.
Когда Александру исполнилось шесть лет, его отец-великий князь Николай Павлович - решил, что пора пришла заняться военным воспитанием сына. Возможно, ошибкой было у многих царей, что они старались воспитывать своих детей прежде всего военным людьми. К счастью, отец выбрал воспитателя для своего сына доброго, умного и честного офицера. Им стал храбрый боевой офицер Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. Первым делом Мердер научил маленького Александра верховой езде: всем членам царской семьи полагалось быть отличными наездниками. И через небольшой промежуток времени воспитанник ладно держался в седле. С первых новой службы Мердер вел дневник, куда записывал каждый вечер всё. что происходило с его маленьким воспитанником. Это тетрадь сохранила одобрительные слова в адрес Александра 1.
С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Дядя-царь недолго опекал своего племянника, он скончался и тогда на престол взошел отец маленького Александра- великий князь Николай Павлович. Незадолго до коронации он позвал своего семилетнего сына и серьезно объявил ему:
- С этого момента ты-наследник российского престола.
Выслушав отца, маленький Александр совсем не обрадовался. И Мердер записал в своем дневник:
"Узнав о новости, дитя много плакало и приговаривал не желаю царствовать, не хочу быть царем!"
Однако начало царствования нового императора было тревожным. Несколько полков отказались дать присягу на верность новому царю и вышли на Сенатскую площадь. Николай 1, опасаясь за жизнь сына, который в тот момент находился во дворце, вызвал к себе своего приближенного Дмитрия Александровича Кавелина.
- Мятежники на Сенатской, наследник в Аничковом дворце,- съездика-ка друг, за ним , перевези его в Зимний.- попросил царь.
Когда за мальчиком забежали в комнату он в это время раскрашивал картинку, на которой был нарисован великий полководец Александр Македонский.
- Ваше императорское высочество, батюшка приказал вас немедленно доставить вас в Зимний!
- Но у меня есть дела поважнее. я должен докрасить картинку,-ответил маленький Александр.
Тогда Кавелин вместе с Мердером помогли мальчику быстро закончить рисунок и потом, надев на него зимнюю одежду, сели в малоприметную карету перевезли мальчика в Зимний дворец.
Прошел где то год. И император решил, что пора для сына найти хорошего учителя, хотя и военным воспитателем он очень был доволен.
- Времена порой заставляют меня поступать с людьми жестоко, однако я желаю, чтобы сын вырос достойным человеком. Тогда он вспомнил о поэте Василии Андреевиче Жуковском, который при рождении Александра второго посвятил ему стихи. Василий Андреевич был учителем жены императора, Александры Фёдоровны, когда та совсем юная немецкая принцесса дочь прусского короля, приехала в Россию и совсем не знала русского языка. Однако с помощью поэта Жуковского принцесса не только овладела незнакомым языком, но и полюбила его и русскую литературу.
- Это великое назначение, я к нему должен подготовиться как следует произнес,- Василий Андреевич.
Он-то хорошо понимал, какое это ответственное дело-воспитывать наследника престола Российской империи, от которого будут зависеть судьбы людей.
- Чтобы стать хорошим учителем, нужно еще многому научиться, -объяснял Жуковский . И первым делом он отправился сам учиться в Европу, изучать передовые европейские педагогические системы образования, европейскую литературу, науку, историю и другие науки. А по вечерам он брал отточенное гусиное перо, макал его в чернила и писал "План учения будущего государя" Многочисленные знакомые звали его развлечься отдохнуть, приглашали на балы и маскарады. Но он смущенно улыбался и отвечал:
- Впереди у меня важное для всей России дело, и я должен скорее к нему подготовиться. Через некоторое время план был готов и был отправлен государю.
- Очень хороший план-одобрил Александр 1.- Только наследнику одному, пожалуй скучновато будет учиться.
И тогда к Александру привели еще двух девятилетних мальчиков. Одного звали Иосиф Виельгорский , второго- Александр Паткуль. Мальчишек стали обучать по строгой, самой современной на то время научной системе. В шесть утра мальчики вставали, после утренняя молитва, потом завтракали и готовились к занятиям. Ровно в семь утра начинались занятия. Каждый урок длился по два часа. , потом час перерыв. С десяти до двенадцати следующее занятие, после два часа прогулки, обед и снова прогулка . Следующее занятие начиналось в пять вечера и до семи часов. С семи до восьми мальчики занимались спортивными играми и музыкой. В восемь часов ужин. после ужина дети обдумывали прожитый день: что в нем было хорошего, а что-не очень. Свои мысли они записывали с дневник. В десять вечера в их спальнях гасили свет.
-Вы не боитесь, что измучаете наследника великого князя столь напряженными занятиями?-спрашивали Жуковского приближенные императора.- Ведь он еще ребенок.
- Измучаю? Ну уж нет,- улыбался в ответ Жуковский.- Наследник полон сил и в перерывах прекрасно фехтует, ездит верхом, занимается гимнастикой. А вы бы посмотрели, с каким удовольствием он карабкается на ледяные горы в Аничковом саду.
Василий Андреевич вставал еще раньше детей и уже в шесть утра был в классе. Он сам учил их русскому языку, грамматике, началам физики и химии. всегда встречал своих учеников с улыбкой, он старался увлечь их за собой занимательными историями. Только истории эти были то про грамматику, то про физику.
- Главное, чтобы было интересно заниматься и чтобы уроки были понятными и увлекательными. Лучше мало, но хорошо, чем много и худо!- говорил Жуковский тем кто интересовался успехами обучения.
Так прошел год.
- По вашему плану Василий Андреевич, каждый год должны быть экзамены-напомнил ему император.
- Мы готовы, ваше императорское величество- ответил Жуковский.
И вот первые экзамены, на них присутствовали император и императрица (мама и папа Александра), первый наставник наследника Карл Мердер. Он кстати, больше всех пережевал за мальчика. А вечером записал в своем дневнике:
" Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, выражения его очаровательного лица, воодушевленным благородным желанием сделать удовольствие родителям".
Когда экзамены закончились император отпустил детей и обратился к Жуковскому.
- Мне приятно сказать вам, что я не ожидал увидеть в сыне моем таких успехов. Всё. что он знает,- знает хорошо благодаря вашей методике.
- В таком случае я буду просить ваше императорское величество, сделать моим ученикам какое-нибудь-удовольствие, например чтобы у каждого ученика была своя касса для помощи нуждающимся. Мы назовем её " Кассой благодарения", и великий князи и его товарищи своими успехами могут заслужить право делать добро.- предложил Жуковский.
- Я согласен- кивнул Николай 1.
Николай 1 любил устраивать и парады и брал всегда на них сына, на параде он ставил сына на место то подпоручика, то приказывал командовать ротой. Но обоим воспитателям это не нравилось. Однажды наставники Александра набрались решимости и попросили не отвлекать парадами их ученика, потому как он уже приступил к изучению серьезных наук.
Учителя радовались успехами Александра. Однажды наследник на уроке химии отвлекался и был невнимательный, учитель рассказал об этом императору. В царской семье было заведено, что каждый день перед сном сын подходил к императору, попрощаться перед сном. Но когда настала очередь Александра подойти к отцу , Николай 1 неожиданно строго произнес:
- А тебе я запрещаю сегодня ко мне приближаться. Так я наказываю тебя за сегодняшний урок.
Для Александра это наказание оказалось самым суровым. Мальчик сильно пережевал . Но с тех пор учителя снова только хвалили его. И лишь Василий Андреевич знал, что в душе наследника поселилась печаль. Однажды Жуковский достал в классе мальчика плачущим. Ни о чем не расспрашивая, он сел рядом с мальчиком и по-отечески положил ему руку на плечо.
- Если бы вы знали,- вдруг начал мальчик,- как я не хочу становиться царем! Как было бы здорово, если бы я был обычным человеком, а не великим князем!
- Ваше величество, уж я то понимаю ваши печали,- стал утешать его Василий Андреевич.- Но Господь выбрал именно Вас для этого важного служения своему Отечеству. Знаю, что вам будет трудно, но вы должны будете выполнить эту обязанность перед своим народом.
Прошел еще год, великий князь Александр сильно вырос, повзрослел, и теперь уже редко кто его называл ребенком. Император с сыном стали собираться в заграничное путешествие.
- Я хочу представить наследника его немецким родственникам. Не подведет ли он меня?- спросил император у Жуковского.
- Манеры вашего сына, вызывают всеобщее восхищение,- ответил Василий Андреевич,- Вы будете им довольны.
В поезде наследника сопровождали и его воспитатели. Путь царской семьи проходил через Польшу. И тут 11-летний наследник сразу порадовал Жуковского. Когда польский офицер обратился к Александру на родном языке, а мальчик свободно отвечал ему по-польски.
- Ваше императорское величество!- воскликнул изумленный поляк,- Это большое счастье-слышать, как вы говорите на языке моего народа!
Не зря Жуковский так тщательно выбирал учителей для Александра. А вечером сам император, услышал , как легко разговаривает его сын с семьей польского помещика, незаметно отвел в сторону Жуковского и тихо сказал:
- Еще один экзамен сдан превосходно!
Так же превосходно наследник справился с новым испытанием и в Берлине, где его окружало общество немецких принцесс и принцев.. Его родственники не знали русского языка, зато юный наследник говорил с ними по-немецки так же свободно, как дома по-русски. Наследник русского престола очень понравился родственникам. Все они расхваливали его ум, образованность и превосходным манеры.
Развлечения кончились и вновь началась учеба. Жуковский предложил Александру и мальчикам издавать свой журнал. Они назвали его " Муравейник" В то время трудолюбивый и упорный муравей был в большом почете у учеников, видимо еще потому, что они изучили басню Крылова "Стрекоза и муравей!. Спустя некоторое время Александр принес рисунок, на котором изобразил скалу, муравья и якорь, а вокруг была надпись " Постоянство, деятельность и надежда."
" Такому человеку уже можно доверять Отечество"- подумал Жуковский.
В 16 лет наследник принял присягу на верность государству и Отечеству. Такую присягу принимали все члены императорской фамилии, когда достигают совершеннолетия. Для этого надо было еще изучить законы империи.
Обучение Александра подходило к концу За последний год юный Александр узнал о самых новых достижениях в науке, а еще изучил как строить и штурмовать крепость, как руководить войсками. Лучшие профессора ему читали лекции о том, как искусно управлять государством, чтобы подданные его богатели, а страна процветала. Великий наследник сдал последний экзамен и отправился с Жуковским в великое путешествие по России. Ему нужно было по-настоящему познакомиться со своим Отечеством.
В этом путешествие они порой встречались с политическими ссыльными. И Василий Андреевич осторожно наставлял воспитанника.
- Теперь вы сами видите эти люди честны, благородны и полны любви к Отечеству. Попробуйте попросить для них милости, верните их в семьи.- и вы дадите им счастье.
Прямо в дороге наследник составил письмо, в котором просил отца простить этих людей и письмо с нарочным отправилось в Петербург. И скоро их догнал ответ императора многие из тех , о ком хлопотал наследник, были прощены.
Прошло 20 лет, и великий князь Александр Николаевич стал императором Александром вторым. Еще его называли царем-освободителем. Он принял царство в трудные дни. Россия тогда терпела постыдное поражение в войне с французским и английским флотом за Севастополь. А через несколько лет о России снова заговорили с уважением.
К тому времени не Мердера, ни Жуковского давно уже не было в живых. Но Александр часто вспоминал своих учителей-наставников, и , став императором, он сумел выполнить то, чему его учил поэт Жуковский,- прежде всего он освободил свой народ от рабства, от крепостного права. Для этого требовалось смелость и большие государственные знания. Но еще больше требовалось уважение к званию " ЧЕЛОВЕК". Каждый человек достоин уважения и свободы. В период царствования Александра Второго произошла одна из «великих реформ»- военная реформа, именно она предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Эта реформа можно сказать действует и до сих пор, срочная служба в армии.
Царем-освободителем назвали Александра и болгары. Почти 500 лет они страдали от турецкого ига, и только помощь Александра Второго позволила им стать независимыми.
Но время от времени, оказываясь наедине с самыми близкими людьми, Александр говорил им с тоской:
- Как ненавижу я эти царские почести и эту власть над людьми, как бы я хотел просто быть человеком!
Воскобойников Валерий Михайлович
Контакты
Считается, что дети, чьи родители были военнообязанными, в будущем становятся очень общительными, разносторонними людьми, которые никогда не останавливаются на достигнутом. О том, как проходило детство будущих звезд и повлияли ли родители на решение своих детей в нашей рубрике
Стояли теплые апрельские солнечные дни и посередине праздничной пасхальной недели в московском архиерейском доме при Чудовом монастыре появился на свет будущий наследник престола. Но пушки в честь этого события палили в Санкт-Петербурге-российской столице. Новорожденный приходился племянником царствующему императору Александру 1. И как только этот младенец родился император назначил его шефом лейб-гвардии Гусарского полк и поспешил на крестины. На это торжество прибыл и прусский король Фридрих Вильгельм.
Когда Александру исполнилось шесть лет, его отец-великий князь Николай Павлович - решил, что пора пришла заняться военным воспитанием сына. Возможно, ошибкой было у многих царей, что они старались воспитывать своих детей прежде всего военным людьми. К счастью, отец выбрал воспитателя для своего сына доброго, умного и честного офицера. Им стал храбрый боевой офицер Карл Карлович Мердер, ротный командир школы гвардейских подпрапорщиков, ветеран войн с Наполеоном. Первым делом Мердер научил маленького Александра верховой езде: всем членам царской семьи полагалось быть отличными наездниками. И через небольшой промежуток времени воспитанник ладно держался в седле. С первых новой службы Мердер вел дневник, куда записывал каждый вечер всё. что происходило с его маленьким воспитанником. Это тетрадь сохранила одобрительные слова в адрес Александра 1.
С шестилетнего возраста компания воспитателей великого князя становится, как это было принято, чисто мужской. Дядя-царь недолго опекал своего племянника, он скончался и тогда на престол взошел отец маленького Александра- великий князь Николай Павлович. Незадолго до коронации он позвал своего семилетнего сына и серьезно объявил ему:
- С этого момента ты-наследник российского престола.
Выслушав отца, маленький Александр совсем не обрадовался. И Мердер записал в своем дневник:
"Узнав о новости, дитя много плакало и приговаривал не желаю царствовать, не хочу быть царем!"
Однако начало царствования нового императора было тревожным. Несколько полков отказались дать присягу на верность новому царю и вышли на Сенатскую площадь. Николай 1, опасаясь за жизнь сына, который в тот момент находился во дворце, вызвал к себе своего приближенного Дмитрия Александровича Кавелина.
- Мятежники на Сенатской, наследник в Аничковом дворце,- съездика-ка друг, за ним , перевези его в Зимний.- попросил царь.
Когда за мальчиком забежали в комнату он в это время раскрашивал картинку, на которой был нарисован великий полководец Александр Македонский.
- Ваше императорское высочество, батюшка приказал вас немедленно доставить вас в Зимний!
- Но у меня есть дела поважнее. я должен докрасить картинку,-ответил маленький Александр.
Тогда Кавелин вместе с Мердером помогли мальчику быстро закончить рисунок и потом, надев на него зимнюю одежду, сели в малоприметную карету перевезли мальчика в Зимний дворец.
Прошел где то год. И император решил, что пора для сына найти хорошего учителя, хотя и военным воспитателем он очень был доволен.
- Времена порой заставляют меня поступать с людьми жестоко, однако я желаю, чтобы сын вырос достойным человеком. Тогда он вспомнил о поэте Василии Андреевиче Жуковском, который при рождении Александра второго посвятил ему стихи. Василий Андреевич был учителем жены императора, Александры Фёдоровны, когда та совсем юная немецкая принцесса дочь прусского короля, приехала в Россию и совсем не знала русского языка. Однако с помощью поэта Жуковского принцесса не только овладела незнакомым языком, но и полюбила его и русскую литературу.
- Это великое назначение, я к нему должен подготовиться как следует произнес,- Василий Андреевич.
Он-то хорошо понимал, какое это ответственное дело-воспитывать наследника престола Российской империи, от которого будут зависеть судьбы людей.
- Чтобы стать хорошим учителем, нужно еще многому научиться, -объяснял Жуковский . И первым делом он отправился сам учиться в Европу, изучать передовые европейские педагогические системы образования, европейскую литературу, науку, историю и другие науки. А по вечерам он брал отточенное гусиное перо, макал его в чернила и писал "План учения будущего государя" Многочисленные знакомые звали его развлечься отдохнуть, приглашали на балы и маскарады. Но он смущенно улыбался и отвечал:
- Впереди у меня важное для всей России дело, и я должен скорее к нему подготовиться. Через некоторое время план был готов и был отправлен государю.
- Очень хороший план-одобрил Александр 1.- Только наследнику одному, пожалуй скучновато будет учиться.
И тогда к Александру привели еще двух девятилетних мальчиков. Одного звали Иосиф Виельгорский , второго- Александр Паткуль. Мальчишек стали обучать по строгой, самой современной на то время научной системе. В шесть утра мальчики вставали, после утренняя молитва, потом завтракали и готовились к занятиям. Ровно в семь утра начинались занятия. Каждый урок длился по два часа. , потом час перерыв. С десяти до двенадцати следующее занятие, после два часа прогулки, обед и снова прогулка . Следующее занятие начиналось в пять вечера и до семи часов. С семи до восьми мальчики занимались спортивными играми и музыкой. В восемь часов ужин. после ужина дети обдумывали прожитый день: что в нем было хорошего, а что-не очень. Свои мысли они записывали с дневник. В десять вечера в их спальнях гасили свет.
-Вы не боитесь, что измучаете наследника великого князя столь напряженными занятиями?-спрашивали Жуковского приближенные императора.- Ведь он еще ребенок.
- Измучаю? Ну уж нет,- улыбался в ответ Жуковский.- Наследник полон сил и в перерывах прекрасно фехтует, ездит верхом, занимается гимнастикой. А вы бы посмотрели, с каким удовольствием он карабкается на ледяные горы в Аничковом саду.
Василий Андреевич вставал еще раньше детей и уже в шесть утра был в классе. Он сам учил их русскому языку, грамматике, началам физики и химии. всегда встречал своих учеников с улыбкой, он старался увлечь их за собой занимательными историями. Только истории эти были то про грамматику, то про физику.
- Главное, чтобы было интересно заниматься и чтобы уроки были понятными и увлекательными. Лучше мало, но хорошо, чем много и худо!- говорил Жуковский тем кто интересовался успехами обучения.
Так прошел год.
- По вашему плану Василий Андреевич, каждый год должны быть экзамены-напомнил ему император.
- Мы готовы, ваше императорское величество- ответил Жуковский.
И вот первые экзамены, на них присутствовали император и императрица (мама и папа Александра), первый наставник наследника Карл Мердер. Он кстати, больше всех пережевал за мальчика. А вечером записал в своем дневнике:
" Все в Александре Николаевиче было прекрасно: его ответы, скромные манеры, выражения его очаровательного лица, воодушевленным благородным желанием сделать удовольствие родителям".
Когда экзамены закончились император отпустил детей и обратился к Жуковскому.
- Мне приятно сказать вам, что я не ожидал увидеть в сыне моем таких успехов. Всё. что он знает,- знает хорошо благодаря вашей методике.
- В таком случае я буду просить ваше императорское величество, сделать моим ученикам какое-нибудь-удовольствие, например чтобы у каждого ученика была своя касса для помощи нуждающимся. Мы назовем её " Кассой благодарения", и великий князи и его товарищи своими успехами могут заслужить право делать добро.- предложил Жуковский.
- Я согласен- кивнул Николай 1.
Николай 1 любил устраивать и парады и брал всегда на них сына, на параде он ставил сына на место то подпоручика, то приказывал командовать ротой. Но обоим воспитателям это не нравилось. Однажды наставники Александра набрались решимости и попросили не отвлекать парадами их ученика, потому как он уже приступил к изучению серьезных наук.
Учителя радовались успехами Александра. Однажды наследник на уроке химии отвлекался и был невнимательный, учитель рассказал об этом императору. В царской семье было заведено, что каждый день перед сном сын подходил к императору, попрощаться перед сном. Но когда настала очередь Александра подойти к отцу , Николай 1 неожиданно строго произнес:
- А тебе я запрещаю сегодня ко мне приближаться. Так я наказываю тебя за сегодняшний урок.
Для Александра это наказание оказалось самым суровым. Мальчик сильно пережевал . Но с тех пор учителя снова только хвалили его. И лишь Василий Андреевич знал, что в душе наследника поселилась печаль. Однажды Жуковский достал в классе мальчика плачущим. Ни о чем не расспрашивая, он сел рядом с мальчиком и по-отечески положил ему руку на плечо.
- Если бы вы знали,- вдруг начал мальчик,- как я не хочу становиться царем! Как было бы здорово, если бы я был обычным человеком, а не великим князем!
- Ваше величество, уж я то понимаю ваши печали,- стал утешать его Василий Андреевич.- Но Господь выбрал именно Вас для этого важного служения своему Отечеству. Знаю, что вам будет трудно, но вы должны будете выполнить эту обязанность перед своим народом.
Прошел еще год, великий князь Александр сильно вырос, повзрослел, и теперь уже редко кто его называл ребенком. Император с сыном стали собираться в заграничное путешествие.
- Я хочу представить наследника его немецким родственникам. Не подведет ли он меня?- спросил император у Жуковского.
- Манеры вашего сына, вызывают всеобщее восхищение,- ответил Василий Андреевич,- Вы будете им довольны.
В поезде наследника сопровождали и его воспитатели. Путь царской семьи проходил через Польшу. И тут 11-летний наследник сразу порадовал Жуковского. Когда польский офицер обратился к Александру на родном языке, а мальчик свободно отвечал ему по-польски.
- Ваше императорское величество!- воскликнул изумленный поляк,- Это большое счастье-слышать, как вы говорите на языке моего народа!
Не зря Жуковский так тщательно выбирал учителей для Александра. А вечером сам император, услышал , как легко разговаривает его сын с семьей польского помещика, незаметно отвел в сторону Жуковского и тихо сказал:
- Еще один экзамен сдан превосходно!
Так же превосходно наследник справился с новым испытанием и в Берлине, где его окружало общество немецких принцесс и принцев.. Его родственники не знали русского языка, зато юный наследник говорил с ними по-немецки так же свободно, как дома по-русски. Наследник русского престола очень понравился родственникам. Все они расхваливали его ум, образованность и превосходным манеры.
Развлечения кончились и вновь началась учеба. Жуковский предложил Александру и мальчикам издавать свой журнал. Они назвали его " Муравейник" В то время трудолюбивый и упорный муравей был в большом почете у учеников, видимо еще потому, что они изучили басню Крылова "Стрекоза и муравей!. Спустя некоторое время Александр принес рисунок, на котором изобразил скалу, муравья и якорь, а вокруг была надпись " Постоянство, деятельность и надежда."
" Такому человеку уже можно доверять Отечество"- подумал Жуковский.
В 16 лет наследник принял присягу на верность государству и Отечеству. Такую присягу принимали все члены императорской фамилии, когда достигают совершеннолетия. Для этого надо было еще изучить законы империи.
Обучение Александра подходило к концу За последний год юный Александр узнал о самых новых достижениях в науке, а еще изучил как строить и штурмовать крепость, как руководить войсками. Лучшие профессора ему читали лекции о том, как искусно управлять государством, чтобы подданные его богатели, а страна процветала. Великий наследник сдал последний экзамен и отправился с Жуковским в великое путешествие по России. Ему нужно было по-настоящему познакомиться со своим Отечеством.
В этом путешествие они порой встречались с политическими ссыльными. И Василий Андреевич осторожно наставлял воспитанника.
- Теперь вы сами видите эти люди честны, благородны и полны любви к Отечеству. Попробуйте попросить для них милости, верните их в семьи.- и вы дадите им счастье.
Прямо в дороге наследник составил письмо, в котором просил отца простить этих людей и письмо с нарочным отправилось в Петербург. И скоро их догнал ответ императора многие из тех , о ком хлопотал наследник, были прощены.
Прошло 20 лет, и великий князь Александр Николаевич стал императором Александром вторым. Еще его называли царем-освободителем. Он принял царство в трудные дни. Россия тогда терпела постыдное поражение в войне с французским и английским флотом за Севастополь. А через несколько лет о России снова заговорили с уважением.
К тому времени не Мердера, ни Жуковского давно уже не было в живых. Но Александр часто вспоминал своих учителей-наставников, и , став императором, он сумел выполнить то, чему его учил поэт Жуковский,- прежде всего он освободил свой народ от рабства, от крепостного права. Для этого требовалось смелость и большие государственные знания. Но еще больше требовалось уважение к званию " ЧЕЛОВЕК". Каждый человек достоин уважения и свободы. В период царствования Александра Второго произошла одна из «великих реформ»- военная реформа, именно она предусматривала переход от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности. Эта реформа можно сказать действует и до сих пор, срочная служба в армии.
Царем-освободителем назвали Александра и болгары. Почти 500 лет они страдали от турецкого ига, и только помощь Александра Второго позволила им стать независимыми.
Но время от времени, оказываясь наедине с самыми близкими людьми, Александр говорил им с тоской:
- Как ненавижу я эти царские почести и эту власть над людьми, как бы я хотел просто быть человеком!
Воскобойников Валерий Михайлович
Контакты
Создано / Изменено: 30 ноября 2021 / 13 сентября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: