Детство великих полководцев
Все ученые, первооткрыватели, полководцы когда-то были детьми. Как показывает история, великие люди были такими же непоседливыми и шаловливыми детьми, кто-то из них приносил немало проблем родителям. А кто-то наоборот взрослел раньше времени. Многие из этих военных теоретиков порой не имели высшего образования, не оканчивали школ, а некоторые вообще считались умственно отсталыми, однако все трудности и ярлыки не остановили их на пути к достижению славы и признания.
В нынешние времена женщина-ученый никого не удивит, но много лет назад такое звание было доступно только мужчинам. В России даже запрещалось женщинам поступать в университет.
Софья родилась в Москве в 1850 году в семье генерала Василия Корвин-Круковского и Елизаветы Федоровны Шуберт, ее предками были математики и астрономы. На момент рождения Софьи в семье уже подрастало двое детей – сын Федор и дочь Анна. Через несколько лет семья переехала в свою имение Палибино Витебской губернии (сейчас это Псковская область). В большом доме Софья и ее гувернантка занимали целый этаж. Так что с родителями, братом и сестрой девочка встречалась только за обедом и вечерним чаем.
Гувернанта мисс Смит пыталась вырастить из нее английскую леди. Система воспитания включала обливание холодной водой, долгие уроки, обязательно игру на фортепиано и полуторачасовые прогулки. И только когда погода была очень скверный и мисс Смит отправлялась на прогулку одна, Софья оказывалась предоставлена самой себе.
В двенадцать лет она мечтала стать поэтессой и сочиняла баллады, вдохновлялась поэзией Пушкина и Лермонтова. А поскольку мисс Смит не одобрял этого занятия, Софья не записывала свои сочинения, а повторяла вслух, пока играла в мяч. Иногда девочка заглядывала библиотеку почитать, а если в руки попадался не первый том- не беда: ведь начало всегда было можно до фантазировать.
Из-за обособленной жизни с гувернанткой Софье казалось, что родители любят ее меньше, чем старшую сестру Анюту или младшего брата Федю. Девочка быстро привязывалась к тем взрослым, которые проявляли к ней внимание. Например, любила беседовать с дядей, Петром Васильевичем. Тот читал научные статьи и за обедом пересказывал всякие непонятные, но интересные вещи-то об искусственных-сиамских близнецах, то о единстве физических сил. Часто рассуждал он и о математике: о квадратуре круга, о бесконечности, и об "асимптотах, к которым кривая постоянно приближается, никогда их не достигая". Из его рассказов выходило, что математика-высшая наука, а посвященным в неё открывается новый таинственный мир.
Дверь в чудесный мир математики обнаружилась в детской. Когда семья Круковских переезжала в Палибино, дом оклеили новыми обоями. Но на одну из комнат их не хватило, и она простояла несколько лет, оклеенная бумагой. Так раньше готовили стену: сначала клеили старую ненужную бумагу, а уж потом на неё- обои. И вот на эту предварительно оклейку пустили математические лекции. Долгие часы простаивала Софья перед стенами, пытаясь определить порядок листов. Конечно, она не понимала странных формул, но они прочно впечатались в её память.
После занятий с гувернанткой в дальнейшем с ней занимался домашний учитель Иосиф Малевич. Первые занятия по арифметике Софье не понравились. В них не было волшебства, всё было несложно, но скучно. Зато когда основы были пройдены и начался более трудный материал, дело пошло на лад. Вскоре учитель Софьи предложил ей алгебру Бурдона, которую изучали в то время в высших учебных заведениях Парижа. Затем к алгебре добавилась геометрия. Однажды учитель разобрал с Софьей вопрос об отношении окружности круга к диаметру. На следующем уроке она пришла к тому же выводу, но другим путем. Учитель подумал, что девочка не поняла материал, и попросил изложить урок так, как он объяснял, Софья смутилась. Но отец, узнав об этом случае, похвалил:
- Молодец! Это не то, что было в мое время. Бывало, так рад, когда знаешь урок хоть кое-как. А тут сама, да еще и девчонка, нашла себе, другую дорогу.
Соне понадобилось всего 8 лет, чтобы изучить все предметы, входящие в стандартную программу мужских гимназий. Учитель постоянно хвалил девочку, он был в восторге от ее способностей, старательности и ежедневной подготовки. Софья на лету схватывала новый материал: вероятно, сказывались гены ее предков по материнской линии – прадеда Федора Ивановича Шуберта, астронома и деда Федора Федоровича, математика и геодезиста.
Отец Софьи Васильевны поддерживал дружеские отношения с профессором Николаем Никаноровичем Тыртовым, который и заметил, что девочка обладает гениальными способностями к математике. Именно профессор Тыртов способствовал первым шагам Софьи Ковалевской в науке. Когда ей было около четырнадцати лет, он подарил ее отцу свой знаменитый учебник «Элементарный курс физики». Софья начала его самостоятельно изучать. В разделе оптики ей встретились неизвестные понятия синуса, косинуса и тангенса. Софья пыталась это узнать у своего учителя, что это означает. Но тот отмахнулся : рано, дескать такие темы изучать. Тогда Софья стала думать над загадочными формулами самостоятельно и разгадала их смысл.
Когда Николай Никонорович Тыртов вновь приехал в Палибино, то был крайне удивлен и изумлен, что юная Корвин-Круковская воссоздала простейшие теоремы тригонометрии. Он окрестил Софью "новым Паскалем". Он горячо расхваливал девочку отцу и посоветовал вплотную заняться ее математическим образованием.
Однако отец Софьи Васильевны был непреклонен: главное призвание женщины – семья и дети, а не наука (в те времена высшее образование девушка могла получить только с разрешения родителей или за границей, а отец даже слышать об этом не хотел). Да и в те времена считали, что образование нужно не каждому. Право на высшее образование имели лишь дети дворян и аристократов, и то только мальчики. Но девушки тоже хотели учиться! Сестры Круковские собирались стать самостоятельными, служить обществу. Старшая Анюта, мечтала стать писательницей и печататься в журнале, а Софья хотела стать врачом.
Но отец поощрял занятия дочерей лишь до тех пор, пока речь шла о домашнем образовании. Тогда Анюта захотела наперекор отцу продолжить учебу и задумалась о фиктивном браке. Да и "жениха" себе присмотрела русского ученого Владимира Ковалевского. Он издавал переводы книг и учебников по разным отраслям естествознания и пообещал Анюте помощь. Но, познакомившись с Софьей, понял, что её упорство, трудолюбие и интерес к математике предрекают ей будущее великого ученого, и захотел помочь именно младшей сестре.
Ох, как сложно было уговорить генерала Круковского отдать замуж дочку, но 18-летней Софье это удалось. После свадьбы Софья в 1866 году переехала в Петербург, где по рекомендации профессора Тыртова, на протяжении почти трех лет учится у Александра Николаевича Страннолюбского, впоследствии известного педагога, много сделавшего для развития народного образования в России. В общение с ним в памяти словно пол волшебству, всплывали те самые формулы, которые она видела на стене в детской. Далее она продолжает обучение у Ивана Михайловича Сеченова, русского учёного-естествоиспытателя, физиолога, педагога и просветителя, и посещает лекции по анатомии в Военно-медицинской академии. Она хотела получить медицинское образование, чтобы потом лечить крестьян.
Но чем больше Софья погружалась в естествознание, тем яснее становилось, что душа лежит к математике. И тогда она поступает в Гейдельбергский университет в Германии, где были лучшие, по её сведениям, профессора математики.
Софье казалось, что, едва она попадет в Европу, все трудности будут преодолены и её ждет плодотворная научная работа. Но когда она отправилась к знаменитому профессору физики Кирхгофу, чтобы попросить разрешение слушать лекции, он ответил удивленно: "Это зависит не от меня, а от проректора Университета!"
Проректор же сказал, что решать, можно ли взять на учебу женщину, должны профессора. В результате собрали целую комиссию. "О, не слишком ли много ученых занимаются моей скоромной особой?" -вздыхала Ковалевская.
Наконец комиссия вынесла решение. Софью не приняли в число студентов, но разрешили посещать лекции тех профессоров, которые лично дадут на это согласие. Очень скоро в городке заговорили об удивительной русской. Однажды незнакомая женщина остановилась на улице и указала на нее своему ребенку: "Смотри, вот та девушка, что так прилежно учится в школе!"
Софья была невысокого роста, совсем юная, действительно похожая скорее на школьницу. Невозможно было представить, что она серьезно занимается физикой математикой,
Вскоре вокруг Ковалевской собралась целая группа девушек, желающих учиться. Впоследствии одна из ее подруг, Юлия Лермонтова, стала химиком, а другая, Жанна Евреинова,- юристом.
Одним из самых видных математиков того времени был Карл Вейерштрансс, профессор Берлинского университета. Наслышанная о его лекциях, Софья в 1870 году отправилась в Берлин. В университет ее снова не приняли, и девушка, преодолев смущение, попросила Вейерштрасса давать ей частные уроки,
Чтобы проверить способности Софьи, профессор в качестве испытания, дал ей несколько трудных задач. За неделю он успел забыть о посетительнице, но решения Ковалевской оказались не только правильными, но изящными, и он согласился давать ей уроки.
Следующие четыре года Ковалевская провела в Берлине стала любимой ученицей Вейерштрасса и его другом. В своих работах она развивала идею учителя. А Вейерштрассу её живое участие помогало размышлять. Софья быстро освоила начальные элементы математического анализа и приступила к собственным исследованиям.
Фиктивный муж Владимир Ковалевский в это время тоже занимался научными изысканиями в разных городах Европы, лишь изредка встречаясь с Софьей. Он стал основателем нового направления в науке-эволюционной палеонтологии. Ковалевский изучал окаменелости и скелеты вымерших животных, искал родство между ныне живущими и исчезнувшими видами, пытаясь понять ход эволюции.
Во время учебы у Вейерштрасса Софья Васильевна написала три научных работы. Одна из них называлась "К теории уравнений в частных производных" и оказалась очень важной для того времени. Вейерштрансс отправил эту и еще две работы Ковалевской в Гёттингенский университет. Он считал, что даже одной из них достаточно для присуждения учёной степени. После некоторого замешательства университет присудил Софье Ковалевской степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств "с наивысшей похвалой". Ей было 24 года.
После присуждения степени Софья Ковалевская вместе с мужем вернулась в Россию. Дружба Софьи и Владимира Ковалевских переросла в любовь, их брак из фиктивного стал настоящим, и у них родилась дочь. Но счастье Софьи омрачалось отсутствием признания на родине. Чиновники не захотели сделать исключение даже для ученого, чьи заслуги признали именитые коллеги. Рассчитывать она только могла на должность учительницы в женской гимназии. Такое отношение сильно огорчало Софью Васильевну и на несколько лет она забросила математику. Писала театральные рецензии, научные обозрения для газет. К счастью, Вейерштрасс не забывал любимую ученицу, поддерживал интерес к математике, рассказывая в своих письмах ей о новых научных работах. В 1881 году Софья Васильевна поехала в Берлин, чтобы продолжить математические исследования. Также Ковалевская надеялась найти место преподавателя в Европе, но это ни как не получалось. И только осенью 1883 года Ковалевская получила должность приват-доцента. Это означало, что она сможет читать лекции, не получая за свой труд денег. И если всё окажется в порядке, со временем получит оплачиваемую должность профессора. Софье Васильевне предстояло доказать, что женщина может быть хорошим преподавателем. Но курс пользовался таким успехом, что университет предложил ей постоянную должность через несколько месяцев.
Так Софья Ковалевская стала первой в мире женщиной-профессором. За 8 лет она прочитала 12 курсов, внимательно относилась к студентам и помогала каждому раскрыть свой талант. Шведы с гордостью называли Ковалевскую "наш профессор Соня".
Помимо научной деятельности, Софья Васильевна отметилась и на литературном поприще. Она написала множество произведений, в том числе и несколько крупных. Причём писала Ковалевская как на русском языке, так и на шведском, которым за время жизни за границей овладела в совершенстве. Из-под её пера выходили как автобиографические и научно-популярные произведения, так и художественные, например, роман “Семья Воронцовых”.
Изрядную часть жизни Софья Ковалевская прожила именно в Швеции, в Стокгольме, где и скончалась в возрасте 41 года. Её, как и других двоих великих учёных, Ломоносова и Менделеева, свело в могилу воспаление лёгких, в которое перешла обыкновенная простуда.
И всё таки Софья Ковалевская исполнила своё предназначение-служить науке, прокладывать в науке путь женщинам. Общество постепенно признало право женщин быть учёными и преподавателями. Пример Ковалевской показал всему миру, что женщина может успешно заниматься наукой, делать открытия и дарить человечеству новые знания.
Дина Артемкина
Контакты
Считается, что дети, чьи родители были военнообязанными, в будущем становятся очень общительными, разносторонними людьми, которые никогда не останавливаются на достигнутом. О том, как проходило детство будущих звезд и повлияли ли родители на решение своих детей в нашей рубрике
В нынешние времена женщина-ученый никого не удивит, но много лет назад такое звание было доступно только мужчинам. В России даже запрещалось женщинам поступать в университет.
Софья родилась в Москве в 1850 году в семье генерала Василия Корвин-Круковского и Елизаветы Федоровны Шуберт, ее предками были математики и астрономы. На момент рождения Софьи в семье уже подрастало двое детей – сын Федор и дочь Анна. Через несколько лет семья переехала в свою имение Палибино Витебской губернии (сейчас это Псковская область). В большом доме Софья и ее гувернантка занимали целый этаж. Так что с родителями, братом и сестрой девочка встречалась только за обедом и вечерним чаем.
Гувернанта мисс Смит пыталась вырастить из нее английскую леди. Система воспитания включала обливание холодной водой, долгие уроки, обязательно игру на фортепиано и полуторачасовые прогулки. И только когда погода была очень скверный и мисс Смит отправлялась на прогулку одна, Софья оказывалась предоставлена самой себе.
В двенадцать лет она мечтала стать поэтессой и сочиняла баллады, вдохновлялась поэзией Пушкина и Лермонтова. А поскольку мисс Смит не одобрял этого занятия, Софья не записывала свои сочинения, а повторяла вслух, пока играла в мяч. Иногда девочка заглядывала библиотеку почитать, а если в руки попадался не первый том- не беда: ведь начало всегда было можно до фантазировать.
Из-за обособленной жизни с гувернанткой Софье казалось, что родители любят ее меньше, чем старшую сестру Анюту или младшего брата Федю. Девочка быстро привязывалась к тем взрослым, которые проявляли к ней внимание. Например, любила беседовать с дядей, Петром Васильевичем. Тот читал научные статьи и за обедом пересказывал всякие непонятные, но интересные вещи-то об искусственных-сиамских близнецах, то о единстве физических сил. Часто рассуждал он и о математике: о квадратуре круга, о бесконечности, и об "асимптотах, к которым кривая постоянно приближается, никогда их не достигая". Из его рассказов выходило, что математика-высшая наука, а посвященным в неё открывается новый таинственный мир.
Дверь в чудесный мир математики обнаружилась в детской. Когда семья Круковских переезжала в Палибино, дом оклеили новыми обоями. Но на одну из комнат их не хватило, и она простояла несколько лет, оклеенная бумагой. Так раньше готовили стену: сначала клеили старую ненужную бумагу, а уж потом на неё- обои. И вот на эту предварительно оклейку пустили математические лекции. Долгие часы простаивала Софья перед стенами, пытаясь определить порядок листов. Конечно, она не понимала странных формул, но они прочно впечатались в её память.
После занятий с гувернанткой в дальнейшем с ней занимался домашний учитель Иосиф Малевич. Первые занятия по арифметике Софье не понравились. В них не было волшебства, всё было несложно, но скучно. Зато когда основы были пройдены и начался более трудный материал, дело пошло на лад. Вскоре учитель Софьи предложил ей алгебру Бурдона, которую изучали в то время в высших учебных заведениях Парижа. Затем к алгебре добавилась геометрия. Однажды учитель разобрал с Софьей вопрос об отношении окружности круга к диаметру. На следующем уроке она пришла к тому же выводу, но другим путем. Учитель подумал, что девочка не поняла материал, и попросил изложить урок так, как он объяснял, Софья смутилась. Но отец, узнав об этом случае, похвалил:
- Молодец! Это не то, что было в мое время. Бывало, так рад, когда знаешь урок хоть кое-как. А тут сама, да еще и девчонка, нашла себе, другую дорогу.
Соне понадобилось всего 8 лет, чтобы изучить все предметы, входящие в стандартную программу мужских гимназий. Учитель постоянно хвалил девочку, он был в восторге от ее способностей, старательности и ежедневной подготовки. Софья на лету схватывала новый материал: вероятно, сказывались гены ее предков по материнской линии – прадеда Федора Ивановича Шуберта, астронома и деда Федора Федоровича, математика и геодезиста.
Отец Софьи Васильевны поддерживал дружеские отношения с профессором Николаем Никаноровичем Тыртовым, который и заметил, что девочка обладает гениальными способностями к математике. Именно профессор Тыртов способствовал первым шагам Софьи Ковалевской в науке. Когда ей было около четырнадцати лет, он подарил ее отцу свой знаменитый учебник «Элементарный курс физики». Софья начала его самостоятельно изучать. В разделе оптики ей встретились неизвестные понятия синуса, косинуса и тангенса. Софья пыталась это узнать у своего учителя, что это означает. Но тот отмахнулся : рано, дескать такие темы изучать. Тогда Софья стала думать над загадочными формулами самостоятельно и разгадала их смысл.
Когда Николай Никонорович Тыртов вновь приехал в Палибино, то был крайне удивлен и изумлен, что юная Корвин-Круковская воссоздала простейшие теоремы тригонометрии. Он окрестил Софью "новым Паскалем". Он горячо расхваливал девочку отцу и посоветовал вплотную заняться ее математическим образованием.
Однако отец Софьи Васильевны был непреклонен: главное призвание женщины – семья и дети, а не наука (в те времена высшее образование девушка могла получить только с разрешения родителей или за границей, а отец даже слышать об этом не хотел). Да и в те времена считали, что образование нужно не каждому. Право на высшее образование имели лишь дети дворян и аристократов, и то только мальчики. Но девушки тоже хотели учиться! Сестры Круковские собирались стать самостоятельными, служить обществу. Старшая Анюта, мечтала стать писательницей и печататься в журнале, а Софья хотела стать врачом.
Но отец поощрял занятия дочерей лишь до тех пор, пока речь шла о домашнем образовании. Тогда Анюта захотела наперекор отцу продолжить учебу и задумалась о фиктивном браке. Да и "жениха" себе присмотрела русского ученого Владимира Ковалевского. Он издавал переводы книг и учебников по разным отраслям естествознания и пообещал Анюте помощь. Но, познакомившись с Софьей, понял, что её упорство, трудолюбие и интерес к математике предрекают ей будущее великого ученого, и захотел помочь именно младшей сестре.
Ох, как сложно было уговорить генерала Круковского отдать замуж дочку, но 18-летней Софье это удалось. После свадьбы Софья в 1866 году переехала в Петербург, где по рекомендации профессора Тыртова, на протяжении почти трех лет учится у Александра Николаевича Страннолюбского, впоследствии известного педагога, много сделавшего для развития народного образования в России. В общение с ним в памяти словно пол волшебству, всплывали те самые формулы, которые она видела на стене в детской. Далее она продолжает обучение у Ивана Михайловича Сеченова, русского учёного-естествоиспытателя, физиолога, педагога и просветителя, и посещает лекции по анатомии в Военно-медицинской академии. Она хотела получить медицинское образование, чтобы потом лечить крестьян.
Но чем больше Софья погружалась в естествознание, тем яснее становилось, что душа лежит к математике. И тогда она поступает в Гейдельбергский университет в Германии, где были лучшие, по её сведениям, профессора математики.
Софье казалось, что, едва она попадет в Европу, все трудности будут преодолены и её ждет плодотворная научная работа. Но когда она отправилась к знаменитому профессору физики Кирхгофу, чтобы попросить разрешение слушать лекции, он ответил удивленно: "Это зависит не от меня, а от проректора Университета!"
Проректор же сказал, что решать, можно ли взять на учебу женщину, должны профессора. В результате собрали целую комиссию. "О, не слишком ли много ученых занимаются моей скоромной особой?" -вздыхала Ковалевская.
Наконец комиссия вынесла решение. Софью не приняли в число студентов, но разрешили посещать лекции тех профессоров, которые лично дадут на это согласие. Очень скоро в городке заговорили об удивительной русской. Однажды незнакомая женщина остановилась на улице и указала на нее своему ребенку: "Смотри, вот та девушка, что так прилежно учится в школе!"
Софья была невысокого роста, совсем юная, действительно похожая скорее на школьницу. Невозможно было представить, что она серьезно занимается физикой математикой,
Вскоре вокруг Ковалевской собралась целая группа девушек, желающих учиться. Впоследствии одна из ее подруг, Юлия Лермонтова, стала химиком, а другая, Жанна Евреинова,- юристом.
Одним из самых видных математиков того времени был Карл Вейерштрансс, профессор Берлинского университета. Наслышанная о его лекциях, Софья в 1870 году отправилась в Берлин. В университет ее снова не приняли, и девушка, преодолев смущение, попросила Вейерштрасса давать ей частные уроки,
Чтобы проверить способности Софьи, профессор в качестве испытания, дал ей несколько трудных задач. За неделю он успел забыть о посетительнице, но решения Ковалевской оказались не только правильными, но изящными, и он согласился давать ей уроки.
Следующие четыре года Ковалевская провела в Берлине стала любимой ученицей Вейерштрасса и его другом. В своих работах она развивала идею учителя. А Вейерштрассу её живое участие помогало размышлять. Софья быстро освоила начальные элементы математического анализа и приступила к собственным исследованиям.
Фиктивный муж Владимир Ковалевский в это время тоже занимался научными изысканиями в разных городах Европы, лишь изредка встречаясь с Софьей. Он стал основателем нового направления в науке-эволюционной палеонтологии. Ковалевский изучал окаменелости и скелеты вымерших животных, искал родство между ныне живущими и исчезнувшими видами, пытаясь понять ход эволюции.
Во время учебы у Вейерштрасса Софья Васильевна написала три научных работы. Одна из них называлась "К теории уравнений в частных производных" и оказалась очень важной для того времени. Вейерштрансс отправил эту и еще две работы Ковалевской в Гёттингенский университет. Он считал, что даже одной из них достаточно для присуждения учёной степени. После некоторого замешательства университет присудил Софье Ковалевской степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств "с наивысшей похвалой". Ей было 24 года.
После присуждения степени Софья Ковалевская вместе с мужем вернулась в Россию. Дружба Софьи и Владимира Ковалевских переросла в любовь, их брак из фиктивного стал настоящим, и у них родилась дочь. Но счастье Софьи омрачалось отсутствием признания на родине. Чиновники не захотели сделать исключение даже для ученого, чьи заслуги признали именитые коллеги. Рассчитывать она только могла на должность учительницы в женской гимназии. Такое отношение сильно огорчало Софью Васильевну и на несколько лет она забросила математику. Писала театральные рецензии, научные обозрения для газет. К счастью, Вейерштрасс не забывал любимую ученицу, поддерживал интерес к математике, рассказывая в своих письмах ей о новых научных работах. В 1881 году Софья Васильевна поехала в Берлин, чтобы продолжить математические исследования. Также Ковалевская надеялась найти место преподавателя в Европе, но это ни как не получалось. И только осенью 1883 года Ковалевская получила должность приват-доцента. Это означало, что она сможет читать лекции, не получая за свой труд денег. И если всё окажется в порядке, со временем получит оплачиваемую должность профессора. Софье Васильевне предстояло доказать, что женщина может быть хорошим преподавателем. Но курс пользовался таким успехом, что университет предложил ей постоянную должность через несколько месяцев.
Так Софья Ковалевская стала первой в мире женщиной-профессором. За 8 лет она прочитала 12 курсов, внимательно относилась к студентам и помогала каждому раскрыть свой талант. Шведы с гордостью называли Ковалевскую "наш профессор Соня".
Помимо научной деятельности, Софья Васильевна отметилась и на литературном поприще. Она написала множество произведений, в том числе и несколько крупных. Причём писала Ковалевская как на русском языке, так и на шведском, которым за время жизни за границей овладела в совершенстве. Из-под её пера выходили как автобиографические и научно-популярные произведения, так и художественные, например, роман “Семья Воронцовых”.
Изрядную часть жизни Софья Ковалевская прожила именно в Швеции, в Стокгольме, где и скончалась в возрасте 41 года. Её, как и других двоих великих учёных, Ломоносова и Менделеева, свело в могилу воспаление лёгких, в которое перешла обыкновенная простуда.
И всё таки Софья Ковалевская исполнила своё предназначение-служить науке, прокладывать в науке путь женщинам. Общество постепенно признало право женщин быть учёными и преподавателями. Пример Ковалевской показал всему миру, что женщина может успешно заниматься наукой, делать открытия и дарить человечеству новые знания.
Дина Артемкина
Контакты
Создано / Изменено: 30 ноября 2021 / 13 сентября 2022
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Мы в социальных сетях: